Kazan
2636365
r6fil1@gmail.com

Агрессивное поведение. Урок №20

Фонд "Pravda"

Агрессивное поведение. Урок №20

  1. Введение
  2. Агрессия и агрессивное поведение
    • 2.1 Агрессивное влечение проявляется через агрессивные аффекты
  3. Заключение

1. Введение

В первых 20 статья про отклоняющееся (девиантное) поведение было представлена общая характеристика отклоняющегося поведения личности. Данный раздел содержит описание отдельных видов отклоняющегося поведения.

2. Агрессия и агрессивное поведение

Если вы бодры и следите за мыслью, то могли заметить что знакомясь с классификацией поведенческих отклонений, можно убедиться в многообразии проявления поведенческих отклонений. Фактически то, что различные формы отклоняющегося поведения имеют общие свойства, которые являются критерием принадлежности к группе отклонений ( или говоря в научном стиле группе девиаций). Одним из таких существенных признаков была названа деструктивность — это разрушительность. Действительно, отклоняющееся поведение в целом приводит к разрушению чего-либо, а именно:

  1. здоровью,
  2. отношений,
  3. личности,
  4. общественного порядка,
  5. к прерыванию собственной жизни.

Как известно, деструктивность, имеет причино-следственную связь с такой базовой человеческой характеристикой как агрессия. И согласно нулевой гипотезе, агрессивное поведение не является отдельным видом отклоняющегося поведения, агрессия, направленная на других или себя, принимает прямое участие в различных формах поведенческих отклонений и заслуживает специального рассмотрения.

Вся история человечества убедительно доказывает, что агрессия является неотъемлимой частью жизни личности и общества. Более того, агрессия обладает мощной притягательной силой и свойтвом заразительности — большинство людей на словах отвергает агрессию, а при этом широко демонстрируют агрессию в своей повседневной жизни.

В переводе с латинского языка «агрессия» означает «нападение». На 2022 год термин агрессия употребляется чрезвычайно широко. Данное явление связывают:

  1. с негативными эмоциями (например, гневом),
  2. с негативными мотивами (например, стремлением навредить).
  3. с негативными установками (например, расовыми предубеждениями)
  4. с разрушительными действиями («забить стрелку», драка на улице, война, спецоперация).

В психологии под агрессией понимают тенденцию (стремление), проявялющуюся в реальном поведении или в фантазировании, с целью подчинить себе других либо доминировать над другими людьми [страница 9, Психоаналитические термины и понятия / Под. ред. Б. Э. Мура, Б. Д. Файна. — М., 2000]. То есть такая тенденция носит универсальный характер, а сам термин «агрессия» в целом имеет нейтральное значение. По сути агрессия может быть как позитивно агрессией, служащей жизненным интересам и выживанию, так негативной агрессии, ориентированной на удолетворение агрессивного влечения самого по себе.

Агрерссия как психическая реальность имеет конкретные характеристики:

  1. направленность,
  2. формы проявления,
  3. интенсивность.

Целью агрессии может быть:

  1. либо как собственно причинение страдания (вреда) жертве (враждебная агрессия),
  2. либо как способа достижения иной цели (инструментальная агрессия)

Агрессия бывает направлена:

  1. на внешние объекты (на людей или на предметы);
  2. на самого себя (на тело или на личность).

Особую опасность для общества представляет агрессия, направленная на других людей. А. Бандура и Р. Уолтерс называют такую агрессию асоциальной агрессией и связывают с действиями социально-деструктивноо характера, в результате которых может быть нанесен ущерб:

  1. или другой личности
  2. или/и имуществу

Причем эти два акта не обязательно дожны быть наказуемы по закону [страница 8, Можинский Ю. Б. Агрессия у подростков: эмоциональный и кризисный механизм. — СПб., 1999].

Агрессия принимает самые разнообразные формы:

  1. явные,
  2. латентные.

Несмотря на то что термин «агрессия» обычно употребляется для обозначения разрушительных намерений, термин «агрессия» распостраняется и на более позитивные проявления, например активность порождаемую честолюбием (или амбициями). Подобные действия обозначают как самоутверждение, чтобы подчеркнуть,что они подбуждаются невраждебной мотивацией. Эти действия, которые означают самоутверждение проявляются:

  1. в форме конкуренции (в образовании, в бизнесе, в строительстве и других предментых ),
  2. в форме стремления к достижениям,
  3. в форме иронии,
  4. в форме спортивных состязаний,
  5. в форме конкурса красоты,
  6. в форме игры стендапа, КВН
  7. в форме игры «Что? Где? Когда?».

Наиболее же привычными проявлениями агрессии (открытая форма агрессия) считаются:

  1. конфликность,
  2. злословие,
  3. давление,
  4. принуждение,
  5. негативное оценивание,
  6. угрозы применения физической силы,
  7. примнение физической силы.

Непричное проявление агресии (скрытая форма агрессии) выражается:

  1. в уходе от контактов,
  2. в бездействии с целью навредить кому-то,
  3. в причинении вреда себе,
  4. в самоубийстве.

Внутренними репрезентациями агрессии могут быть:

  1. идеи,
  2. фантазии,
  3. аффекты.

Например, человек может:

  1. вынашивать идею насилия над кем-то,
  2. расправляться с обидчиком лишь в своих фантазиях
  3. испытывать сильный аффект.

2.1 Агрессивное влечение проявляется через агрессивные аффекты

Агрессивное влечение может проявляться через различные агрессивные аффекты, такие, как (в порядке усиления интенсивности и усиления глубины):

  1. раздражение,
  2. зависть,
  3. отвращение,
  4. злость,
  5. нетерпимость,
  6. неистовство,
  7. ярость,
  8. бешенство,
  9. ненависть.

Интенсивность и усиление агрессивных аффектов коррелирует с психологической функцийей агрессивных аффектов. Агрессия может выполнять такие важные для индивида функции, как (

  1. отстаивание автономии,
  2. устранение источника угрозы
  3. устранение источника страдания,
  4. удаление препятствий на пути к удовлетворению потребностей,
  5. разрешение внутреннего конфликта,
  6. повышение самооценки).

Ну и самое опасное то, что агрессия может частично или полностью не осознаваться обладателем (хозяином) агрессии.

Одним из наиболее интенсивных и сложных агрессивных аффектов выступает ненависть. Важнейшей целью человека, захваченного ненавистью, является уничтожение объекта агрессии. (Безусловно, ненависть может быть и нормальной реакцией ярости, направленной на устранение серьезной опасности.) При определенных условиях ненависть и желание мести могут неадекватно усиливаться. Если они становятся стабильной характерологичекой установкой, можно говорить о достижении уровня психопатологии характера [Кернберг О. Ф. Агрессия при расстройствах личности и перверсиях. — М., 1998].

Отто Кернберг: «Я знаю о любви больше Фрейда»
О́тто Фри́дманн Ке́рнберг (нем. Otto Friedmann Kernberg; родился 10 сентября 1928 года, в Вене) — один из крупнейших и наиболее известных современных психоаналитиков.
  1. В более «легких» случаях достижения уровня психопатологии характера ненависть приобретает форму жестких моральных запретов и агрессивного утверждения собственных моральных идеалов. Также ненависть может проявляться в страстном желании обладать властью, подчинять или унижать.
  2. При более «тяжких» случаях достижения уровня психопатологии характера проявляются садисткие наклонности — желание заставить свой объект страдать с получением удовольствия от этого.
  3. Крайняя случаях достижения уровня психопатологии характера является высшая форма проявления ненависти:
    1. или стремление к уничтожению (убийству),
    2. или радикальное обесценивание всех и вся.
    3. или выражение в самоубийстве. (Например, когда Я идентифицируется с ненавистным объектом и самоуничтожение становится единственным способом устранения Я).

Отношения с ненавистным объектом представляют особую ценность для личности агрессора. В глубине души личности агрессора есть одновременное стремление и к разрушению объекта своей ненависти, и к сохранению отношений с объектом своей ненависти. О. Кернберг замечает, что ненависть, похоже играет роль мситетельного триумфа (под словом «триумф» имеется в виду торжественное вступление) как над другим человеком, так и над той частью собственного Я, которая внушает ужас в настоящее время и требует мести за прошлые страдания. [страница 37, Кернберг О. Ф. Агрессия при расстройствах личности и перверсиях. — М., 1998].

Ненависть является одним из проявления агрессивных влечений , которые в соотвествии с психоаналитическими представлениями так же естественны для человекаа, как и проявления либидо сексуального влечения в широком смысле. Доказаным фактом является то, что в поздних теоретических работах З. Фрейда была попытка обосновать агрессию как проявление врожденного саморазрушительного влечения к смерти, однако это представление не получило широкого признания. До сих пор отстается дикуссионным вопрос о том, являются ли агрессивные влечения врожденными (изначально враждебно-деструктивными) или же они формируются вследствие жизненных конфликтов фрустраций на основе других активных стремлений (например, стремление к самоутерждению).

Таким образом, агрессия как внутренняя побудительная тенденция — это неотъемливая часть личностной динамики (как в норме, так и при нарушениях различной степени выраенности). Агрессивность как склонность конкретного человека проявлять эту тенденцию в форме конкретных внутренних действий и внешних действий — это индивидуальная особенность. Данную индивидуальную особенность трудно измерить, в связи с чем основным способом оценки агресивной тенденции явлется оценка поведенческих проявления агрессивной тенденци.

Попытаюсь уточнить характер взаимосвязи между агрессией и агрессивными поведением. Очевидно, что переживание агрессии человеком не однозначно приводит к разрушительно действиям. С другой стороны, совершая насилие, человек может находиться в состоянии чрезвычайного эмоционального возбуждения, так и полного хладнокровия. К тому же совсем не обязательно агрессор должен ненавидеть свою жертву. Многие люди причиняют страдания своим близким — тем, к кому привязаны и кого искренне любят.

В реальной жизни вообще бывает довольно сложоно определить, зависит ли (направляется ли) поведение человека его внутренней агрессивной тенденцией или же поведение человека зависит (направляется) от каких-либо иных факторов. Например, 4-летний ребенок в ходе медицинского обследования уже после нескольких неприятных процедур может не только отказываться от осмотра, но и активно сопротивляться действиям взрослых, выражая злость и даже ярость.

  1. Является ли такое поведение беспомощного малыша агрессивно-враждебным?
  2. Как расценивать поведение подростка, агрессивно протестирующего против стремления взрослых ограничить самостоятельность?
  3. Нормально ли то, что взрослые люди ведут себя подчеркнуто агрессивно и в ситуации реальной угрозы благполучию взрослых людей?

Ответы на подобные вопросы зависят от анализа дополнительных факторов и ситуативных факторов, а именно:

  1. важности (в том числе опасности) конкретной ситуации для человека,
  2. способности человека осознавать свое поведение,
  3. способности человека контролировать свои чувства,
  4. целенаправленности поведения человека,
  5. степени причиняегомого человеку вреда.

Другой человек не может однозначно определить внутреннюю агрессивную тенденцию конретной личности, но другой человек может

  1. оценить степень, внешних проявлений внутренней агрессивной тенденции
  2. оценить характер внешних проявлений внутренней агрессивной тенденции, то есть (характер внешних проявлений внутренней агрессивной тенденции синоним агрессивное поведение)

Из выше сказанного красного абзаца можно заключить выво, что агрессивное поведение может имтеь различные (по степени выраженности) формы:

  1. ситуативные агрессивные реакции (в форме краткосрочной реакции на конкретную ситуацию),
  2. пассивное агрессивное поведение (в форме бездействия или отказа от чего-либо),
  3. активное агрессивное поведение (в форме разрушительных действий или насильственных действий).

В содеражательном плане ведущими признаками агрессивного поведения можно считать такие проявления агрессивного поведения, как:

  1. выраженное стремление к доминированию над людьми и использованию людей в своих целях;
  2. тенденцию к разрушению;
  3. направленность на причинение вреда окружающим людям;
  4. склонность к насилию ( синоним причинению боли).

Обобщая все перечисленные признаки, можно говорить о том, что агрессивное поведение лчиности подразумевает любые действия с выраженным мотивом доминирования.

При этом выраженную социально-негативную оценку имеют прежде всего те формы агрессивного поведения, которые «нацелены на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения» [Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессияю — СПб., 1997]. Такое агрессивно-социальное поведение непременно включает насилие — это

  1. вербальные действия, причиняющие боль
  2. физические действия, причинаяющие боль

Насилие протекает на фоне негативных эмоций агрессора (злость, ярость, садистическое удовольствие, безразличие) и в свою очередь вызывает негативные переживания жертвы (страх, унижение). Такое поведение направляется агрессивными мотивами:

  1. разрушить,
  2. устранить,
  3. использовать,
  4. навредить.

На когнитивном уровне (говоря простым языком уровень мыслей) оно поддерживается установками, подтверждающими «правильность» такого поведения (предрассудки, мифы, навязанные суждения, которые превращаются в убеждения).

Очевидно, что насилие:

  1. физическое насилие,
  2. сексуальное насилие,
  3. эмоциональное насилие

является самым серьезным проявлением и желательным следствием агрессивного поведения.

Вывод №1, который можно сделать на основе всего вышеперечисленного: Человеческое насилие принципиально отличается от такого среди животных.

Вывод №2, который можно сделать на основе всего вышеперечисленного: Человеческое насилие практически лишено биологической целесообразности.

Вывод №3, который можно сделать на основе всего вышеперечисленного: Человеческое насилие активно экслпуатирует человеческие чувства

Вывод №4, который можно сделать на основе всего вышеперечисленного: Человеческое насилие паразитирует на человеческом интеллекте.

Вывод №5, который можно сделать на основе всего вышеперечисленного:Человеческое насилие многократно усиливается использованием оружия.

Чтобы хоть как-то объяснить людям, которые не хотят и не умеют читать нучную литературу, которая опирается на факты, для обуздания насилия любое общество вынуждено было принятьь специальные меры. Наиболее эффективнымми их эти мер следует признать в развивающихся странах, регонах, субътах той или иной страны:

  1. национальные традции,
  2. групповые ритуалы (игры, праздники, обряд).

Эти составляющие позволяют конкретной личности интегрировать свой агрессивный потенциал и выражать агрессивный потенциал социально-приемлемыми способами. Огромное знаяение также имеет присутствие в обществе достатчного количества примеров имеющих положтительную коннотацию, например

  1. национальный герой,
  2. жизнеутверждающих кумиров.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.