Kazan
89534056488
r6fil1@gmail.com

Суицидальная мотивация. Урок №37

Фонд "Pravda"

Суицидальная мотивация. Урок №37

Среднее вермя прочтения статьи: 15 минут

  • 1. Введение
  • 2. Шесть типов непатологических реакций у взрослых людей с суицидальным поведением
  • 3. Четыре основные причины самоубийства
  • 4. Психоаналитическая традиция
    • 4.1 Суицидальное поведение рассматривается как результат обращения агрессии против собственной личности вследствие утраты объекта зависимости
    • 4.2 Суицидальное поведение рассматривается как проявление врожденного влечения к смерти
  • 5. Заключение
    • 5.1. Модели нежелательного поведения в ответ на самоубийство близкого человека

1. Введение

Внешние условия и внутренние условия облегчают возникновение суицидального поведения, но не предопределяют суицидальное поведение. Действительными причинами, «запускающими» суицид, являются внутренние мотивы.

Чаще всего суицидальная мотивация имеет форму эмоционального отклика на кризисную ситуацию. Типичными обрушивающими на личность событиями являются:

  1. утрата близкого человека,
  2. развод,
  3. разлука.
  4. потеря работы или потеря здоровья или отчисления из учебного заведения,
  5. угроза уголовного наказания,
  6. угроза уголовного разоблачения.

Обрушивающиеся события бывают не только имеющие отрицательное значение, но и положительное значение, а именно:

  1. продвижение по службе,
  2. резко возросшая ответственность,
  3. достижение заветной цели.

В различных случаях могут действовать разные мотивы суицидального поведения:

  1. протест,
  2. месть,
  3. призыв (внимания, помощи),
  4. избежение (наказания, страдания),
  5. самонаказание,
  6. отказ (от существования).

Например, в суицидальных попытках человека в возрасте от 14 до 18 лет (условно называют человек в этом возрасте понятием «подросток», хотя по факту кому-то неприятно слышать в адрес эту условное обозначение, но так как в научном стиле в социологии так принято выражаться, поэтому взрослые педагоги и психологи условно будут так называть человека в этом возрасте. Хотя есть люди с 14 до 18 лет, которые настолько начитаны, умеют критично мыслить за счёт того, что внимательно читают книги и даже в этом возрасте и знания, умения и навыки превосходят людей, которые их намного страше, поэтому важно относится с уважением к тому, кто вас младше, ведь вдруг может оказаться, что он намного умнее вас, а вообще нужно уважать любого человека внезависимости от его возраст и занимаемой этим человеком должности, просто бывает такое, что человек сам теряет свое уважение и доверие в процессе общения с кем-либо по причине совершения каких-то странных поступоков, например психологическую манипуляцию) можно выделить следующие побуждения:

  • 1. Во-первых: Это может быть сигнал дистресса: «Заметь меня, я очень нуждаюсь в твоей помощи«.
  • 2. Во-вторых: Также подросток может пытаться манипулировать другими людьми. Ниже представлены четыре варианта наиболее распространенных мотивирующих фактора возникновения суицидального поведения:
    • 2.1 Вариант А: мальчик или девочка принимают большую дозу таблеток, чтобы заставить своего друга вернуться к ней;
    • 2.2 Вариант Б: стремление наказать других, возможно сказать родителям: «Вы пожалеете, когда я умру«;
    • 2.3 Вариант В: Реакция на чувство сверхсильного стыда или реакция на чувство сверсильной вины, стремление избежать столкновения с чрезвычайно болезненной ситуацией;
    • 2.4 Вариант Г: Например, действие ЛСД и действие других наркотиков.

Стрессовые ситуации акутализируют индивидуально окрашенные сверхценные переживания (проще говоря в разговорном стиле индивидуальные смыслы), которые могут носить:

  1. как устойчиво-личностный характер,
  2. так и ситуационый характер.

2. Шесть типов непатологических реакций у взрослых людей с суицидальным поведением

А. Г. Амбрудова выделила шесть типов непатологических реакций у взрослых людей с суицидальным поведением:

  1. эмоциональный дисбаланс (наличие негативных аффектов);
  2. пессимизм (все плохо, ситуация не имеет выхода, в будущем нет ничего хорошего);
  3. отрицательные баланс (рациональное сверхкритичное «поведение жизненных итогов»);
  4. демобилизация (отказ от контактов и отказ от деятельности из-за чувства одиночества и чувства отверженности);
  5. оппозиция (агрессивная позиция с обвинениями в адрес окружающих, переходящих в аутоагрессивную позицию, чаще даже в демонстративную позицию);
  6. дезорганизация (состояние тревоги с выраженными соматовегетативными нарушениями).

Для более детального ознакомления рекомендую книгу:

  1. Амбрумова А. Г. Психология самоубийства // Социальная и клиническая психиатрия. — 1996. — №4

Очень часто подчеркивается тесная связь между суицидом и любовным влечением. Cмерть в этом случае может иметь особый смысл для любящего человека — это возможность воссоединиться с любмым человеком после смерти или обрести ту любовь, на которую он тщетно надеялся при жизни. Если же влюбленность страстная, то суицидальная попытка является попыткой восстановить утраченной над собой контроль и снять невыносимое напряжение.

3. Четыре основные причины самоубийства

Сейр, анализируя чувства, стоящие за суицидальными действиями, выделил четыре основные причины самоубийства:

  1. изоляция (чувство, что тебя никто не понимает, тобой никто не интересуется)
  2. беспомощность (ощущение, что ты не можешь контролировать жизнь),
  3. безнадежность (когда будущее не предвещает ничего хорошего),
  4. чувство собственной незначимости (уязвленное чувство собственного достоинства, низкая самооценка, переживание некомпетентности, стыд за самого себя).

4. Психоаналитическая традиция

Психоаналитическая традиция позволяет приблизиться к пониманию глубинных механизмов суицидального поведения, а именно пониманию бессознательных мотивов глубинного механизма суицидального поведения. Вы наверно замечали, что называемые устно (декларируемые) мотивы поведения часто не соответствуют истинным причинам поведения. Как раз таки практические психоаналитические исследования позволяют разграничить:

  1. сознательные детерминанты суицидальности,
  2. бессознательные детерминанты суицидальности.

Здесь рекомендую вам прочитать следующие четыре книги:

  • 1. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика. — М., 1998
  • 2. Лукас К., Сейген Г. М. Молчаливое горе: Жизнь в тени самоубийства. — М., 2000
  • 3. Фрейд З. Печаль и меланхолия // Суицидология: прошлое и настоящее. — М., 2001
  • 4. Энциклопедия глубинной психологии / Под ред. А. М. Боковикова. — М., 2001. — Т.2

4.1 Суицидальное поведение рассматриваетя как результат обращения агрессии против собственной личности вследствие утраты объекта зависимости

Первоначально в психонанализе была принята нулевая гипотеза К. Абрахма (1912) и З. Фрейда (1916), объясняющая суицидальное поведение как результат обращения агрессии против собственной личности вследствие утраты объекта зависимости.

Карл Абрахам (нем. Karl Abraham3 мая 1877Бремен — 25 декабря 1925) — психоаналитик , ученик Зигмунда Фрейда, который его высоко ценил [3].
Родителями Карла были Натан Абрахам (Nathan Abraham), еврейский религиозный учитель (1842—1915) и его жена (и кузина) Ида (Ida, 1847—1929)[4]. Карл обучался медицине и занимал должность в госпитале Бургхольцли, которым руководил профессор Эйген Блейлер. Там Абрахам познакомился с психоанализом. Личная встреча с Зигмундом Фрейдом состоялась в 1907 году. В 1910 году Абрахам стал участником II международного психоаналитического конгресса и одним из организаторов Международного психоаналитического объединения. Вернувшись в Германию, в 1910 году Абрахам стал одним из членов-организаторов Берлинского психоаналитического объединения. В 1920 году Абрахам вошёл в число организаторов Берлинского психоаналитического института (Berlin Psychoanalytic Institute)[5], ныне носящего его имя. Карл Абрахам умер от инфекции лёгких, вероятно, разрушенных раком лёгких[6]. Похоронен на Парковом кладбище Лихтерфельде в Берлине.
Зигмунд Фрейд: штрихи к портрету
Зи́гмунд Фрейд (правильная транскрипция — Фройд; так как нем. Sigmund Freud, немецкое произношение: [ˈziːkmʊnt ˈfʁɔʏt]; полное имя Зигисму́нд Шло́мо Фройд, нем. Sigismund Schlomo Freud; 6 мая 1856, Фрайберг, Австрийская империя, ныне Моравскосилезский край, Чехия — 23 сентября 1939, Лондон, Англия, Великобритания) — австрийский психолог, психоаналитик, психиатр и невролог.

В практической эксперементальной работе «Печаль и меланхолия» З. Фрейд раскрывает динамику (изменение) самоубийства через агрессию к той части Я, которая интроецировала травмирующий (потерянный) объект зависимости.

Давайте разберемся с понятием «интроецировала«, а точнее говоря с существительным «интроекция«.

Интрое́кция (от лат. intro — внутрь и лат. iacio — бросаю, кладу) — бессознательный психологический процесс, относимый к механизмам психологической защиты. Включение человеком в свой внутренний мир воспринимаемых им от других людей взглядов, мотивов, установок и пр. (интрое́ктов). Термин был предложен в 1909 году венгерским психоаналитиком Шандором Ференци.

FerencziSándor.jpg
Ша́ндор Фе́ренци (венг. Ferenczi Sándor, до 1879 года — Френкель7 июля 1873Мишкольц — 22 мая 1933Будапешт) — венгерский психоаналитик, один из наиболее заметных единомышленников З. Фрейда в 1908—1924 годах, основатель Венгерского психоаналитического общества (1913), создатель учения об интроекции (1909).

Таким образом, Я человека справляется с «плохими» внутренними объектами зависимости.

Данная теория содержала одно важнейшее новшество — научное признание ведущей роли близкого человека в динамике (измнение) суицидального поведения.

Так на утрату объекта зависимости (вместо слова утрата можно вставить другие синонимичные слова потеря, разрыв, разочарование) человек, предрасположенный к депрессии, вначале реагирует ненавистью. Но в силу чрезвычайной значимости объекта зависимости человек вынужден защищаться от аффекта.

[Аффе́кт (лат. affectus — страсть, душевное волнение) — эмоциональный процесс взрывного характера, характеризующийся кратковременностью и высокой интенсивностью, часто сопровождающийся резко выраженными двигательными проявлениями и постепенно резкими изменениями в работе внутренних органов. Аффекты отличают от эмоцийчувств и настроений].

Защита осуществляется через регрессию к оральной стадии с фантазией о поглащении утраченного объекта зависимости.

[Оральная стадия — первая стадия психосексуального развития по Фрейду, которая начинается с рождения и завершается к одному году. Психоаналитик считал, что первые проявления либидо младенца возникают в связи с другими жизненно важными функциями, одной из которых является приём пищи[1]. Со временем ребёнок просит повторить акт кормления (без требования пищи) даже при отсутствии голода, что проявляется в сосании пальца или пустышки[2]. Таким образом, младенец сосет только для получения удовольствия, стимулируя слизистую оболочку рта и губ, которые можно назвать эрогенными зонами].

Теперь объект зависимости спасен по причине идентификации с личностью субъекта. Объект зависимости стал частью своей личности самого человека. Ненависть первоначально направленная на утраченный объект зависимости, обращается теперь против собственной перосны человека.

Персо́на (лат. реrsōnа — «маска, личина; личность») — человеческая особа, личность, а также:

  • Персона — согласно К. Г. Юнгу, социальная роль, которую индивид играет в соответствии с требованиями, обращёнными к нему со стороны окружающих; публичное лицо человека, воспринимаемое обществом.

Развивается тяжелое депрессивное состояние ( выражаясь в научному стиле меланхолия, по Зигмунду Фрейду) следствием котрого и становится суицид.

Зигмунд Фрейд отмечал, что развитие суицидального поведния по меланхолическому механизму возможно только при двух условиях:

  1. если была фиксация на оральной стадии;
  2. если существует амбивалентнось объектных отношений.

4.2. Суицидальное поведение рассматривается как проявление врожденного влечения к смерти

В более поздних работах Зигмунда Фрейда (с 1920 по 1923 г.) суицидальное поведение рассматривается как проявление врожденного влечения к смерти. Суициальное поведение имеет место в том случае, если саморазрушительные импульсы значительно преобладают над испульсами к самосохранению.

В пользу предположение (нулевой гипотезы) на самоубийство как преобразованное убийство доказывают следующие факты-предпосылки, как

  1. снижение самоубийств во время войн,
  2. снижение уровня самоубийств в странах с высоким уровнем убийств, например в Латинской Америке.

Развивая это предположение, которое обладало фактами-предпосылками Меннингер (1938) подметил, что в каждом суицидальном действии можно обнаружить три тенденции (направленности):

  1. желание убить (дериват направленной вовне агрессии),
  2. желание быть убитым (следствие упрёков совести в связи с первым желанием),
  3. желание умереть или синоним желание быть мертвым (проивзодное влечения к смерти в чистом виде).

Эти три факта-направленности я вычитал на странице № 92 в книге [Энциклопедия глубинной психологии / Под ред. А. М. Боковикова. — М., 2001. — Т.2]

Карл Меннингер – цитаты из книг
Карл Август Меннингер (22 июля 1893 — 18 июля 1990) — американский 
психиатр и член семьи 
психиатров Меннингера , основавших 
Фонд Меннингера и 
клинику Меннингера в 
Топике, штат Канзас .

При этом желание быть мертвым предполагает не реальное последствия смерти, а

  1. бессознательные фантазии о защищенности,
  2. бессознательные фантазии о спокойствие,
  3. бессознательные фантазии о мире.

Эти три тенденции (направленности) указанные выше портрета Карла Августа Меннигера проявляются в мотивах

  • мести,
  • аутоагрессии,
  • ухода,
  • «временной смерти»,
  • самонаказания,
  • символического исполнения сексуальных желаний.

Так как кроме влечения к смерти есть ещё влечение к жизни (состоящее из

  1. сексуального влечения,
  2. влечения к самосохранению).

Именно поэтому наряду с деструктивными мотивами содержит ещё и конструктивные мотивы. Такими конструктивными мотивами могут быть:

  1. призыв о помощи,
  2. поиск контакта,
  3. бегство от опасности,
  4. желание паузы или желание ухода.

Таким образом, в каждом суицидальном действии одновременно проявляются противоположение по своему содержанию намерения:

  1. агрессия — аутогрессия,
  2. призыв к опасности — бегство от опасности.

Аутоагре́ссия — активность, нацеленная на причинение себе вреда в физической и психической сферах. С точки зрения психоанализа относится к механизмам психологической защиты.

Рингель (1953) пришел к важнейшему выводу, что всякому суицидальному действию предшествует синдром, состоящий из трех компонентов, а именно это:

  1. инверсия агрессии (то есть обращение агрессии на себя)
  2. суициальные фантазии,
  3. сужение.

Эти три факта я вычитал на странице № 94 в книге [Энциклопедия глубинной психологии / Под ред. А. М. Боковикова. — М., 2001. — Т.2].

Третий компонент синдрома — это сужение, которое вызвано обидами, разочарованиями и неудачами, означает регрессивную тенденцию (направленность) развития ( то есть частичный возврат на предыдущие стадии). В результате чего ограничиваются:

  1. внутренние возможности развития,
  2. внешние возможности развития,
  3. редуцируются межличностные отношения,
  4. икажается объективное восприятие.

Рингель выдвигает такое предположение (нулевую гипотезу, но это не доказанный 100% процентный факт, который можно повторить в 100% случаев), что в основе регрессии лежит тяжелая невротизация в детстве с переживанием «незащищенности».

Убийство интернализированного (смотрите ниже значение этого слова и прочитайте предложение еще раз) объекта зависимости или агрессия, обращенная на самого себя, являются не единственными вариантами суицидальной динамики.

[Интернализа́ция (от лат. interims — внутренний) — процесс освоения внешних структур, в результате которого внешные структуры становятся внутренними регуляторами].

Генри Хедин (1963) предпринял попытку исследования различий в мотивации суицидов жителей трёх европейских стран. Генри Хедин заметил, что близко расположенные страны со схожим уровнем жизни существенно отличаются друг от друга по уровню самоубийств (на 100 000 человек населения соотвтественно):

  1. Норвегия — 22 случаев самоубийства на 100 000 человек,
  2. Швеция — 22 случаев самоубийства на 100 000 человек,
  3. Дания — 7 случаев самоубийства на 100 000 человек.

Генри Хедин объяснил так — это различие в культуре.

Норвежцы — это:

  • поощряют независимость,
  • свободнее проявляют эмоции,
  • меньше ориентированы на успех
  • меньше ориентированы на самонаказание в случае неудачи

Шведы более ориентированы на:

  • достижения,
  • независимость,
  • строгий контроль своей агрессии,
  • относительно рано отделяют детей от матери.

Датчане — это:

  • пассивные,
  • чувствительные к разлуке,
  • склонны подавлять агрессию.

Если хотите точнее понять суть этого исследования, то рекомендую прочитать вам книгу из которой я взял вышепривиденные факты на страница №91:

  1. [Энциклопедия глубинной психологии / Под ред. А. М. Боковикова. — М., 2001. — Т.2].

Различия в национальном характере сочетаются с различиями в мотивации суицидов. А именно:

  1. Для датчан характерен суицид, связанный с зависимостью и утратой близкого человека,
  2. Для шведов характерен суицид, связанный с мотивом фрустрации успехов,
  3. Для норвежцев характерен суицид, связанный с чувством вины из-за агрессивного (антисоциального) поведения.

Генри Хедин по этой причине рассматривает:

  1. нарциссическое чувство всемогущества,
  2. грандиозность притязаний (под словом притязания имеется в виду стремление получить что-либо, предъявление своих прав на что-либо или проще говоря стремление добиться чьего-либо признания, одобрения).

Эти два самых главных фактора суицидальной динамики (изменения) по мнению (по нулевой гипотезе) Генри Хидена.

  1. Например нарциссическое чувство всемогущества может подталкивать к самоубийству, чтобы якобы с помощью самоубийства человек мог контролировать ситуацию, воздействовать на происходящую ситуацию.
  2. Другим признаком депрессии и признаком суицидального поведения является нарушение регуляции самооценки.

Основой для развития такой нарциссической уязвимости может быть:

  1. ранняя разлука с матерью в возрасте от шести месяцев и сопровождающая эту разлуку с матерью анаклитическая депрессия (Р. Шпиц). АНАКЛИТИЧЕСКАЯ ДЕПРЕССИЯ (ANACLITIC DEPRESSION). Синдром, включающий симптомы тревожного опасения, уныния и тоски, слезливости, ухода в себя, отказа от еды, который появляется у детей примерно девятимесячного возраста.
  2. отсутствие принятия и эмоционального понимания со стороны матери в раннем возрасте 16-24 месяца (или 1-2 года).

В дальнейшим эти два факта-предпосылки могут привести к:

  1. амбивалентности,
  2. агрессивному принуждению родителей,
  3. депрессивному аффекту.

[Амбивале́нтность (от лат. ambo — «оба» и лат. valentia — «сила») — двойственность (расщепление) отношения к чему-либо, в особенности — двойственность переживания, выражающаяся в том, что один и тот же объект вызывает у человека одновременно два противоположных чувства].

И самое непростое которе так будет необходимо ребенку в дальнейшем у него не формируются внутренние психологические структуры, способные регулировать самооценку.

Таким образом, можно сделат вывод, что ещё одним бессознательным механизмом формирования суицидального поведения может быть чрезмерная нарцисстическая потребность. Известно, что нарциссизм связан:

  1. чувством грандиозности,
  2. необходимостью получать подверждение своей ценности извне.

Другой же неприятной стороной является то, что нарциссической потребность не стоит на одном месте это чувство и как потребность она постоянно увеличивается, а главный признак чувств это изменения (динамика), а значит если человек не прогрессирует и не преодолевает его сублимируя или придумывая другие методы, то человек постепенно деградирует, а именно из-за слишком сильно развитой нарциссической потребности возникает четыре аффекта:

  1. переживания стыда,
  2. переживания зависти,
  3. переживания пустоты,
  4. переживания неполноценности.

Объективно неблагоприятные ситуации, связанные:

  1. с неуспехом,
  2. с конфликтом,
  3. со стрессом,

Эти три предпосылки-факта объективно неблагоприятное ситуации могут усилить четыре аффекта до уровня невыносимости объективно неблагоприятные ситуации и появления суицидального намерений.

Согласно согласно социально-математической модели — теории нарциссизма, суицидальное поведение является компенсацией нарциссического кризиса за счет регрессии (обратному возвращению) к гармоничному первоначальному состоянию. Эта социально-математическая модель в виде теории нарциссизма может использоваться для объяснения других форм отклоняющегося (девиантного) поведения, а именно:

  1. зависимостей
    1. от пищи,
    2. от половых отношений,
    3. от компьютерных игр,
    4. от технического «задродства» и не умения отвлекаться на реальную жизнь, так как мир создания чего-то нового в IT среде не стоит на месте и чтобы успевать за ним человеку приходится полностью погружаться в него , но важно чтобы человек умел отвлекаться, иначе человек может испортить свое здоровье ведь постоянные такие нагрузки при отсутствии релевантного здравоохранения в регионах может привести к ситуации, что вам сразу не смогут помощь, поэтому подумайте об этом.
  2. уход из дома,
  3. бродяжничества.

5. Заключение

Таким образом, психоаналитические подходы способствуют пониманию глубинной мотивации суицидального поведения, которая уходит своими основными предпосылками совершенными фактами в ранние отношения личности с близкими людьми. Значение семьи на последующее поведение личности трудно переоценить — это самое важное, что есть в жизни человека, так как если у вас нет место куда вы можете вернуться как в плохом настроении, так и в хорошем вам будет очень не просто преодолевать какие-то трудности. Да, конечно же можно 1-2 года жить в условиях переодически преобладающего дистресса, но в конце концов это может закончиться различными заболеваниями как соматическими, так и психологическими.

Не расстраиваете Доминика Торрето семья важна и еще важнее если у вас не было крутого опыта взаимодейтствия в семьи, то можете создать свою которая будет действительно счастливой
Доминик уже выехал за вами, если вы против поддержании в семье атмосферы доверия и отсутсвия взаимоопонимания

С другой стороны, суицидальное поведение личности является тяжелым испытанием для окружающих других людей. Можно говорить о феномене схожем с со-зависимостью. Суицид изменяет жизнь всей семьи, делает её со своим заложником. Часть эмоциональных переживаний людей, близких суициденту, кратковременна, другие продолжаются долгие годы, некоторые части эмоциональных переживаний людей всю жизнь. Каждый член семьи платит за это опреленную психологическую цену. К. Лукас и Г. Сейген называют это сделками. [Эту информацию я взял из этой книги страницы №66:

  1. Лукас К., Сейген Г. М. Молчаливое горе: Жизнь в тени самоубийства. — М., 2000]

5.1. Модели нежелательного поведения в ответ на самоубийство близкого человека

Эксперементально доказнно и подтерждено фактами, что наблюдаются следующие модели нежелательного поведения в ответ на самоубийство близкого человека:

  1. поиск тех людей которые ответственны за смерть покончившего с собой — вместо принятия произошедшего как личной воли суицидента;
  2. принятие траура на долгие годы — вместо того, чтобы продолжить жить;
  3. переживание вины и самобичевание;
  4. соматизация — это уход в болезнь вместо спонтанного выражения чувств;
  5. самоограничение — это уход от радостей жизни;
  6. бегство в работу, в сексуальные связи, в аддиктивное поведение — вместо того, чтобы признать и выражать свои чувства;
  7. новый суицид — это «ты умер, значит умру и я«.

Таким образом, близких к человек предпринявшему попытку суицида людей переполняют:

  1. сильные чувства скорби,
  2. сильные чувства вины,
  3. сильные чувства гнева,

и эти люди защищаясь от этих чувств сами начинают вести себя аутодеструктивно. Если вы дочитали до сюда ты вы в принципе знаете как действовать так, чтобы в вашем окружение не возникали попытки для применения суицидного поведения и по предыдущим 5 урокам у вас есть четкое фактическое представление как распознать признаки возникновения суицида. Выделяя психологический анализ в качестве ведущего для работы с конкретной личностью, каждый человек, несомненно должен учитывать и другие важные направленности проблемы, а именно:

  1. физический,
  2. медицинский,
  3. социальный,
  4. правовой,
  5. исторический,
  6. культурологический,
  7. этический.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.