Kazan
2636365
r6fil1@gmail.com

Делинквентное поведение и агрессия. Урок №22

Фонд "Pravda"

Делинквентное поведение и агрессия. Урок №22

  • 0. Введение
  • 1. Формы агрессивного поведения
    • 1.1 Следствие подражания
    • 1.2 Невротически обусловлено
    • 1.3 Антисоциальная направленность личности связанная с органическими нарушениями нервной системы
  • 2. Заключение

0. Введение

На первый поверхностный взгляд тот преположение, что агрессия и противоправное поведение (в научном стиле «делинквентное поведение«, далее я буду писать противоправное (делинквентное) поведение, чтобы вы запомнили как звучит в научном стиле) взаимосвязаны кажется очевидным фактом.

По факту, противоправное (делинквентное) поведение по большей части сопровождаются агрессивными действиями. Это могут быть:

  • корыстные преступления, в которых агрессия носит инструментальный характер, то есть служит достижению каких-либо целей, а именно:
    • а) убийство для получения жилищной площади,
    • б) физическое насилие при ограблении,
    • в) угрозы с целью вымогательства денег.
  • насильственные преступления прямо проявляется враждебное поведение (из-за получения некоторыми людьми удовольствия от этого процесса).
    • Насилие в целом как наиболеее опасная форма агрессивного поведения запрещается законома принятыми лигитимными государственными органами и контролируется лигитимным государством (то есть такими людьми, которые победили на основаниях в выборах на занимание той или иной должностного лица в исполнительной, законодательной и судебной власти).

1. Формы агрессивного поведения
1.1 Следствие подражания

Взаимосвязь между противоправным (делинквентным) поведением личности и агрессией неоднозначна, то есть это недоказанный факт, который является лишь нулевой гипотезой , то есть предположение, для перевода которого в факт нужно делать исследвоания. Агрессивное поведение, достигающее уровня нарушения законов, прежде всего может быть следствием подражания. В качестве образцов для подражания могут выступать:

  1. родственники,
  2. сверстники,
  3. другие значимые люди.

Особую роль в поддержании агрессивного поведения играет противоправная (делинквентная) субкультура, а именно:

  1. асоциальная группа,
  2. банда,
  3. места лишения свободы.

Вышеперечисленные 3 социальных института формируют устойчивое агрессивное поведение.

1.2. Невротически обусловлено

В других случаях агрессивное противоправное (делинквентное) поведение может быть невротически обусловлено, например, если противоправное (делинквентное) поведение мотивируется:

  1. сильной тревогой,
  2. неосознаваемым чувством вины.

Склонность к противозаконным (деликвентным) действиям также наблюдается в случае антисоциальной направленности личности, для которой враждебное отношение к другим людям является стилем жизни.

1.3 Антисоциальная направленность личности связанная с органическими нарушениями нервной системы

Следующая форма агрессивного поведения может быть связана с органическими нарушениями нервной системы. Такой человек склонен к насилию преимущественно вследствие:

  1. аффективности,
  2. застревания на переживаниях,
  3. импульсивности
  4. интеллектуального снижения.

Отдельную (немногочисленную) группу людей составляют также те психотические больные, болезненное состояние которых сопровождается неожиданными немотивированными взрывами агрессии (что редко бывает связано с устойчивой антиобщественной направленностью таких людей, то есть по факту в данном случае это болезнь (в научном стиле вместо слова болезнь обычно говорять патология), которую нужно как-то лечить, чтобы для других людей такая человек не представлял опасность).

На практике, например для определения меры ответственности и вида наказания, важно различать:

  1. непатологическую форму агрессивного поведения,
  2. патологическую форму агрессивного поведения.

1. Непатологическая форма агрессивного поведения характеризуется:

  1. негрубой выраженностью расстройств поведения,
  2. способностью к компенсации в благоприятных условиях.

Например, агрессивное поведение подростков может носит характер возрастных реакций и не нарушать в целом их взаимоотношений с окружающими.

2. Патологическая форма агрессивного поведения связана с качественными изменениями составляющих агрессивного поведения, обусловленных болезненными изменениями психической деятельности. На 2022 год выделяют следующие признаки патологических (болезненных) изменений:

  1. агрессивное поведение с изменениями в эмоциональной сфере и возникновением аффективно-злобных реакций;
  2. агрессивное поведение с наличием сверхценной идеи мести, сверхценной идеи ненависти, сверхценной идеи обиды;
  3. садистическая агрессия, главным признаком которой являются нарушения в сфере влечений, проявляющиеся, в частности, в переживаниии положительных эмоций при причинении физической боли или нравственных страданий человеку [3 книги, если хотите глубже понимать причинно-следственные связи:
    • 1. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений. — М., 1999.
    • 2. Бюнтер К. Жить с агрессивными детьми. — М.,1991.
    • 3. Можинский Ю. Б. Агрессия у подростков: эмоциональная и кризисный механизм. — СПб., 1999. ]

Например, в случае патологической формы агрессивного поведения обычное критическое замечание может спровоцировать такой уровень злобы, при котором нарушается сознание, и человек, не помня себя (теряет осознанность), совершает убийство другого человека, который ему сделал это критическое замечание.

Особый случай агрессивного поведения представляют:

  • серийные противоправные действия и
  • внешне не мотивированные противоправные действия (здесь я не ошибся в нумерации это особенный случай, который разберем ниже).

По нулевой гипотезе (по предположению) Э. Фромма [Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. — М., 1994.], противоправные (деструктивные) действия носят характер злобной разрушительности и садисткой жестокости, возникают внезапно и неожиданно для окружающих людей и для близких людей. Такая форма агрессии, по нулевой гиптоезе автора, не имеет явных биологических причин и экономических причин и составляет реальную проблему человечества.

Трудоемкий вопрос о природе противоправной агрессии, ведь тут А. Бандура и Р. Уолтерс [1. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений. — М., 1999.] исследовали социальные условия становления и личностные особенности подростков с устойчивым антиобщественным поведением. По нулевой гипотезе авторов, подростки с делинкветным поведением асоциальным поведением ( «асоциальной агрессией» используют в разговорном стиле словосочетание, так как у подростков еще не так сильно выражены привычки с понятия «противоправному (делинквентному) поведения», а появляются только предпосылки к «противоправному (делинквентному) поведению» существенно отличаются от своих более успешных в социальном плане сверстников. Подростки с асоциальным поведением чаще и более прямо выражают свою агрессию (особенно дома). Авторы предполагают, что неспособность устанавливать позитивные отношения с отцом оказывается одним из решающих факторов формировния у мальчиков антиобщественной направленности.

Подрстки применяющие агрессивное поведение, которое нарушает закон:

  1. не доверяют окружающим,
  2. избегают ситуации, в которых могут оказаться в эмоциональной зависимости,
  3. менее доброжелательно относятся к сверстникам,
  4. часто смешивают секс и агрессию,
  5. практически не чувствуют вину за агрессивное поведение.

Подростки с агрессивным поведением во многом напоминают маленьких детей, чьи импульсы, возникающие в головном мозге подчиняются больше внешним ограничиям, а не внутренним ограничениям. Такие подростки действуют практически во вред себе, потому что в результате своих действий еще более лишаются привязанностей и попадают под жесткий контроль представителей власти, к которым не испытывают:

  1. ни доверия,
  2. ни уважения.

Тем не менее в условиях жестко регламентированного внешнего контроля (заключения в местах лишения свободы) они нередко чувствуют себя комфортно, порой даже более, чем на свободе.

Тот факт, что несмотря на повторные и серьезные наказания агрессивное (антисоциальное) поведение трудно изживается, приводит многих исследователей к выводу, что такой нарушитель практически не способен учиться на опыте. Возможно это связано с тем, что

  1. заслуженное наказание практически никогда не следует немедленно за проступком,
  2. заслуженное наказание не наступает вовсе.

Главная мысль этого заключается в следующем: уверенность в том, что агрессия (преступление) останется безнаказанным играет существенную роль в поддержании антисоциального поведения.

2. Заключение

Таким образом, агрессивность и делинкветность (противоправность) оказываеттся тесно связаны. Агрессивное асоциальное поведение в целом вызывает устойчивое негативное отношение общества и является серьезным барьером между личностью и окружающими эту личность людьми. Следует признать уже фактом, что в силу ряда причин социальное воздействие на личность с выраженным агрессивным поведением часто оказывается малоэффективным. Так как агрессия имеет глубокие биологические (генетические) основы и зависит от социального отношения друг к другу людей, искроренить агрессивное поведение не просто, но можно лишь говорить о необходимости снижения проявления агрессии через создание системы эффективного социального контроля на нескольких уровнях:

  1. общества,
  2. семьи,
  3. малых групп,
  4. самой личности.

К сожалению, никакое общество не свободно от проявления насилия — этот факт не понимают большинство людей и это главная проблема в любой стране мира (в особенности между Украиной и Российской Федерацией на фоне происходящих ситуаций). Более того, история знает не мало примеров, когда само государство выступало инициатором преступных деяний. Преступлениями против человечества признаны последствия неэффективно и противоправной политики ряда государств:

  1. уничтожение миллионов евреев фашистами,
  2. сталинские репрессии и депортации,
  3. массовые убийства армян турками,
  4. чеченская война,
  5. социальный конфликты между странами,
  6. конфликт между страной Украиной и страной Российская Федерация.

Социальный конфликт — это открытое, достигшее фазы обострения столкновение между противоположно направленными желаниями, потребностями, интересами двух или более социальных субъектов (индивидов, групп, больших сообществ).

Причина социального конфликта — это объективное противоречие, которое ведет к социальному конфликту.

Повод социального конфликта — это незначительное проишествие, из-за которого конфликт вступает в открытую фазу.

Мы рассмотрели лишь некоторые стороны агрессии и агрессивного поведения, предваряя описание конкретных видов отклоняющегося (девиантного) поведения.

Завершая данную тему, следует еще раз запомнить, что агрессия (наряду с любовью) присутствует в самых разнообразных формах человеческого существования. Все основеные виды отклоняющегося (девиатного) поведения личности

  1. противоправное (делинквентное) поведение,
  2. зависимое (аддиктивное) поведение,
  3. суицидальное поведение.

Каждое из этих трех видов отклоняющегося (девиантного) поведения человека можно безусловно рассматривать как поведение разрушительное по своей сути, различающееся лишь по форме и направленности агрессивных действий — вовне или внутрь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.