Kazan
2636365
r6fil1@gmail.com

Делинквентное (противоправное) поведение как форма отклоняющегося поведения личности. Урок №23

Фонд "Pravda"

Делинквентное (противоправное) поведение как форма отклоняющегося поведения личности. Урок №23

  • 0. Введение
  • 1. Понятие «делинквентное поведение»,
  • 2. Проблема классификации различных форм делинквентного поведения
    • 2.1 Комплексная систематика правонарушений В. В. Ковалева
    • 2.2 Систематизация типов правнонарушителей
  • 3. Особенности делинквентного поведения
  • 4. Заключение

0. Введение

Описание отдельных видов отклоняющегося (девиантного) поведения с характеристики противоправного (делинквентного) поведения. Проблема делинквентного (синонимы противоправного, антиобщественного) поведения является центральной для теоретического и практического исследования большинства социальных наук, так как общественный порядок играет важную роль в развитии как государства в целом, так и каждого гражданина в отдельности.

1. Понятие «делинквентное поведение»

В отношении противоправного (делинквентного) поведения используются различные подходы и понятийный аппарат. В профессиональной психологической литературе при написания текста в научном стиле действие противоправного поведения чаще всего обозначают таким понятием как делинквентное поведение. Важно всегда, когда вы слышите какое-то новое слово, чтобы вы понимали его происхождение. В даннном конкретном случае семанитка (значение ) слова«делинквентное» произошла от латинского слова delinquens — «проступок, провинность».

Под понятием термина «делинквентное поведение» понимается противоправное поведение личностидействия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благполучию других людей или социальному пордяку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях. А также сотрудники правоохранительных органов обычно используют трактовку: «личность, проявляющая противозаконное поведение, квалифицируется как делинквентная личность (делинквент), а сами действия — деликтами«.

Криминальное поведение является утрированной формой противоправного (делинквентного) поведения вообще. В целом противоправное (делинквентное) повдение прямо направленно против сущестующих норм государственной жизни, четко выраженных в релевантных (основанных на фактах) правилах (законах) общества.

В специальной психологической литературе рассматриваемый термин используется в различных значениях.

Элективные курсы – основа предпрофильной подготовки в 9 кл.
Андрей Евгеньевич Личко (8 ноября 1926 — 6 августа 1994) — советский психиатр, заслуженный деятель науки Российской Федерации, профессор, доктор медицинских наук, заместитель директора Психоневрологического института им. В.М. Бехтерева.
Окончил Ленинградский медицинский институт им. И.П. Павлова в 1951 г. Спустя два года защитил кандидатскую диссертацию, а в 1963 г. получил учёную степень доктора медицинских наук за монографию «Инсулиновые комы» (АН СССР, 1962). Основные направления научных исследований — диагностика и лечение психических расстройств в подростковом возрасте и патохарактеризуемая диагностика.
С 1965 по 1985 г. был ответственным секретарём редакционной коллегии «Журнала эволюционной биохимии и физиологии», а с 1989 г. — заместителем главного редактора журнала «Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева», в возрождении которого он принимал самое активное участие.
Опираясь на труды П. Ганнушкина и К. Леонгарда, создал собственную типологию личностей. Наибольшую известность приобрела монография А.Е. Личко «Психопатии и акцентуации характера у подростков» (1977), ставшая настольной книгой многих поколений отечественных психиатров и психологов. За эту книгу А.Е. Личко был удостоен Почетного диплома им. В.М. Бехтерева АМН СССР. В данной работе А.Е. Личко обогатил учение о психопатиях, показав, что, наряду с психопатиями и психопатоподобными расстройствами, следует выделять акцентуации характера.

А. Е. Личко [страница 52, Купер П. Современный психоанализ. — СПб., 1997], введя в практику подростковой психиатрии понятие «делинквентность», ограничил этим понятием «делинквентность» мелкие антиобщественные действия, не влекущие за собой уголовной ответственности. Это, например:

  1. школьные прогулы,
  2. приобщенность к асоциальной группе,
  3. мелкое хулиганство,
  4. издевательство над слабыми,
  5. отнимание мелких денег,
  6. угон скутеров,
  7. установка пиратской операционной системы на ноутбук за деньги.

В. В. Ковалёв [Кернберг О. Ф. Агрессия при расстройствах личности и перверсиях. — М., 1998] возражает против такой трактовки делинквантности, указывая, что делинквентное поведение является преступным.

Ковалев В.В.
Владимир Викторович Ковалев (1928-2008) — заведующий кафедрой детской психиатрии и психотерапии ГБОУ ДПО «Российской медицинской академии последипломного образования».
В.В.Ковалев создал собственную научную школу, первыми представителями которой явились молодые тогда сотрудники кафедры: Михаил Иванович Буянов, Олег Александрович Трифонов, Наталья Евгеньевна Полякова, Борис Александрович Леденев, Наталья Константиновна Благосклонова.
Их исследования (равно как и исследования многочисленных аспирантов и докторантов В.В.Ковалева, а также сотрудников научной группы при кафедре) в области пограничной психиатрии детско-подросткового возраста — реактивных состояний, общих и системных неврозов, конституциональных психопатий, психогенных патохарактерологических формирований личности, эпидемиологии психических расстройств — отражены в самостоятельных публикациях, а также в двух нестереотипных изданиях «Психиатрии детского возраста» (1979 и 1995 гг.).
Второе издание руководства создавалось совместно с сотрудниками Московского НИИ психиатрии, который Владимир Викторович возглавлял с 1980 г. до последних дней своей жизни. Ученики профессора В.В.Ковалева сами стали руководителями крупных научных коллективов. Среди них — Наталья Ерофеевна Буторина и Галина Вячеславовна Козловская.

Получивший широкое распространение термин «делинквент» за рубежом (в Западных странах) по большей части употребляется для обозначения несовершеннолетнего преступника. Так, в материалах ВОЗ делинквент определяется как физическое лицо в возрасте до 18 лет, чьё поведение причиняет вред другому индивиду или группе и превышает предел, установленный нормальными социальными группами в данный момент развития общества. С формальной точки зрения закона, имеющего юридические основания, по достижению совершеннолетия (сейчас это 18 лет, а раньше было 16 лет все зависит от ситуации, но формально установленные правила нужна для четкости ведения статисткик государством) делинквент автоматически превращается в антисоциальную личность.

Матерал взятый из Википедия:

Совершенноле́тие[1][2][3] — возраст, с наступлением которого человек перестает быть ребёнком. Лица, не достигшие возраста совершеннолетия, называются несовершеннолетними. Несовершеннолетние в особых случаях могут становиться дееспособными при вступлении в брак или при наличии особых обстоятельств с установленного законом возраста, однако обычно без права голосоватьусыновлять и опекать детей. Возрастные ограничения в употреблении алкоголя, курении, вождении автомобиля, праве голоса во многих странах могут не совпадать со временем достижения возраста совершеннолетия.

В психологической литературе понятие делинквентного поведения скорее связывается с противоправным поведением вообще. Противоправное поведение — это любое поведениие, нарушающее нормы общественного порядка. Данное поведение может иметь форму мелких нарушений нравственно-этических норм, не достигающих уровня преступления. Здесь оно совпадает с асоциальным поведением. Оно также может выражаться в преступных действиях, наказуемых в соответствии с Уголовным кодексом какой-то страны. В этом случае поведение будет криминальным, антисоциальным.

Приведенные вдиы делинквентного поведния можно рассмотривать и как этапы формирования противозаконного поведения, и как относительно независимые его проявления.

2. Проблема классификации различных форм делинквентного поведения

Многообразие общественных правил порождает большое количество подвидов противоправного поведения. Проблема классификации различных форма делинквентого поведения носит междисциплинарный характер.

В социально-правовом подходе широко используется деление противоправных действий на:

  1. насильственные противоправные действия ,
  2. ненасильственные (или корыстные) противоправные действия.

2.1 Комплексная систематика правонарушений В. В. Ковалева

Комплексная систематика правонарушений Владимира Владимировича Ковалева, построена по нескольким осям, а именно:

На социально-психологический оси:

  1. антидисциплинарное
  2. антиобщественное
  3. противоправное

На клинико-психопотологической оси:

  1. непатологические формы
  2. патологические формы.

На личностно-динамической оси:

  1. реакции,
  2. развитие,
  3. состояние.

А. Г. Амбрумова и Л. Я. Жезлова предложили социально-психологическую шкалу правонарушений:

  1. антидисциалинарное поведение,
  2. антисоциальное поведение,
  3. делинкветное (противоправное) поведение,
  4. преступное поведение,
  5. аутоагрессивное поведение.

2.2 Систематизация типов правнонарушителей

Для решения таких вопросов, как определение степени выраженностми делинкветности и меры взаимодействия на личность, важное значение также имеет систематизация типов правонарушителей.

Озерецкий, Николай Иванович — Википедия
Николай Иванович Озерецкий (7 октября 1893Орехово-Зуево — 7 марта 1955Москва) — советский учёный-психиатр, специалист в области детской и подростковой психиатрии, академик АМН СССР (1948).
Родился 7 октября 1893 года[3][4][5].
В 1917 году — окончил медицинский факультет МГУ.
С 1918 по 1921 годы — участвовал в гражданской войне в должности старшего врача санитарного поезда.
В 1929 году — возглавлял кафедру психопатологии детства Ленинградского педагогического института, исполняет обязанности консультанта института судебной психиатрии.
С 1933 года — руководил кафедрой детской психиатрии (с 1937 года — это вторая кафедра психиатрии) 1-го ЛМИ.
С 1938 года — заместитель директора по научной работе института.
В годы Великой Отечественной Войны и в условиях ленинградской блокады организовал работу института: преподавателей, студентов и больных, затем руководил эвакуацией ленинградских медицинских ВУЗов по «Дороге жизни» и которые в дальнейшем прибыли в Красноярск, где медвузы были объединены в один Красноярский медицинский институт (сейчас Красноярский государственный медицинский университет), директором которого и был назначен.
После снятия ленинградской блокады вернулся в 1-й ЛМИ, который возглавлял его с 1943 до 1949 года, одновременно заведует кафедрой психиатрии.
В 1948 году — избран академиком АМН СССР, был избран членом президиума АМН СССР.
Умер 7 марта 1955[6][7] года в Москве[8], похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища (Павловская дорожка). В 1957 году на могиле установлена мраморная стела с барельефным портретом (скульптор Н. А. Соколов, архитектор А. Н. Корнилова

В 1932 году Н. И. Озерецким была предложена актуальная и в 2022 году типология несовершеннолетних правонарушителей по степени выраженности и характеру личностных деформаций:

  1. случайные правонарушители,
  2. привычные правонарушители,
  3. стойкие правонарушители,
  4. профессиональные правонарушители. [Здесь рекомудую прочитать эту книгу страница 115, Кондрашенко В. Т. Девиантное поведение подростков: Социально-психологические и психиатрические аспекты. — Минск, 1988].

Среди подростков совершивших правонарушения, А. И. Долгова, Е. Г. Горбатовская, В.А. Шумилкин и др. [Долгова А. И. Социально-психологичские аспекты преступности несовершеннолетних. — М., 1981] в свою очередь выделяют следующие три типа:

  • 1. последовательно-криминогенный криминогенный «вклад» личности в преступное поведение при взаимодействии с социальной средой является решающим, преступление вытекает из привычного стиля поведнения, преступления обусловливается:
    • 1. специфичеcкими взглядами субъекта,
    • 2. специфическими установками субъекта,
    • 3. специфическими ценностями субъекта;
  • 2. ситуативно-криминогенныйнарушение моральных норм, то есть правонарушение неприступного характера и само преступление в значительной степени обусловлены неблагоприятной ситуацией; преступное поведение может не соответствовать планам субъекта, быть с точки зрения эксцессом; такие подростки совершают преступления часто в группе в состоянии алкогольного опьянения, не являясь инициаторомами правонарушения (поэтому никогда не пейте, ведь это повышает вероятность того, что будет происходит какие-то противоправные действия за которые вы потом будет нести ту или иную ответственность);
  • 3. ситуативный типнезначительная выраженность негативного поведния; решающие влияние ситуации, возникающей не по вине индивида; стиль жизни таких подростков характеризуется борьбой положительных влияний и отрицательных влияний.

Аналогично В. Н. Кудрявцев [Кудрявцев В. Н. Генезис преступления: Опыт криминологического моделирования. — М., 1998] говорит о:

  1. профессиональных преступниках (лицах, регулярно совершающих преступления, живущих на доходы только от преступления),
  2. ситуативных преступников (действующих в зависимости от обстановки),
  3. случайных приступниках (преступивших закон только однажды).

3. Особенности деликвентного (противоправного) поведения

  1. Во-первых, это один из наименее определенных видов отклоняющегося поведения личности. Например, круг деяний, признаваемых преступными, раличен для разных государств, в разное время. Сами законы неоднозначны, и в силу несовершества большая часть взрослого населения может быть подведена под категрию «преступников», например по таким статьям, как уклонение от уплаты налогов или причинение кому-либо физической боли.
  2. Во-вторых, противоправное (делинквентное) поведение регулируется преимущественно правовыми нормами, а именно:
    • 1. релевантными законами,
    • 2. релевантными нормативными актами,
    • 3. релевантными дисциплинарными правилами.
  3. В-третьих, противоправное (делинквентное) поведение признается одной наиболее опасных форм девиаций, так как угроожает самим основам социального устройства — общественному порядку.
  4. В-четвертых, такое поведение личности активно осуждается и наказывается в любом обществе. Основной функцией любого государства является создание релевантных законов, которые отражают настоящее положение дел не скрывая их от своих граждан, а наоборот помогая им и совершенствую законадательный процесс и осуществление контроля за исполнением релевантых законов с той степенью точности и тем уровням покарания или же милосердия, поэтому в отличие от иных видов отклоненией, противоправное (делинквентное) поведение регулируется специальными социальными институами:
    • 1. релевантными судами (но такими судьями, прокурорами и адвакатами, которые опираются на факты, а не на домыслы и нулевые гипотезы)
    • 2. релевантными следственными органами,
    • 3. релевантными местами лишения свободы.
  5. В-пятых, важно то, что противоправное (делинквентное) поведение по своей сути означает наличие конфликта между личностью и обществом — между индивидуальными стремлениями и общественными интересами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.