Kazan
89534056488
r6fil1@gmail.com

Факторы зависимого (аддиктивного) поведения личности. Урок №29

Фонд "Pravda"

Факторы зависимого (аддиктивного) поведения личности. Урок №29

  • 0. Введение
  • 1. Внешние социальные факторы
  • 2. Субкультура
  • 4. Семья
  • 5. Индивидуальные особенности конкретной личности
  • 6. Психофизиологические особенности человека
  • 7. Заключение

0. Введение

Итак, зависимое (аддиктивное) поведение признается многофакторным явлением. Современное состояние науки (на 2022 год) позволяет говорить о следующих условиях и причинах (в научном стиле называют умном словом «факторами») зависимого (аддиктивного) поведения.

1. Внешние социальные факторы

К внешним социальным факторам, способствующим формированию зависимого аддиктивное) поведение, можно отнести:

  1. технический прогресс (научные разработка квалифицированными людьми обладающими практическими навыками в генной инженерии) в области пищевой промышленнсти,
  2. технический прогресс в фармацевтической индустрии, внедряющей на рынок всё новые и новые товары — главная в том, что это товары и есть потенциальные объекты зависимости, если человек не осознаннно подходит к их использованию и употреблению.
  3. К этой же группе факторов относится деятельность наркоторговцев, активно вовлекающих молодежь в потребление химических веществ.
  4. Кроме того, по мере урбанизации (роста количества людей в городе, приезд людей из деревен в города за лучшими условиями жизни) каждый критично мыслящй человек может уловить причинно-следственную связь, как ослабевает межличностные связи между людьми (если вы это не понимаете, то вы просто не видите того, что происходит вокруг, а заняты тем, что как обыватель-мещанин занять зарабатыванием денег. Да ,важно обесечить удовлетворение своих потребностей, но еще важнее создать ценность в обществе, чтобы люди хотели жить и развиваться сообща и не останавливаться в своем развитии)
  5. Стремясь к независимости, человек утрачивает необходимые ему поддержку и ощущение безопасности.
  6. Вместо того чтобы искать удовлетворения в человеческих вазимоотношениях, мы все больше обращаеся к бездушным продуктам цивилизации.

Для некоторых социальных групп зависимое (аддиктивное) поведение является проявлением групповой динамики. Например, на фоне выраженной тенденции группирования подростков психоактивные вещества выступают в роли «пропуска» в подростковую субкультуру. В данном случае наркотики (в широком смысле) выполняют следующие «жизненно важные» для подросткка функции:

  1. поддерживает ощущение взрослости и освобождения от родителей;
  2. формирует чуство принадлежности к группе, а также среду неформального общения;
  3. дают возможность отыгрывать сексуальное побуждение и агрессивное побуждения;
  4. помогают регулировать эмоциональное состояние;
  5. реализуют креативный потенциал подростка через эксперементирование с различными веществами.

2. Субкультура

Субкультура может выступать в самых разнообразных формах:

  1. подросткая группа,
  2. объединение рабочих
  3. неформальное объединение,
  4. сексуальные меньшинство
  5. мужская компания
  6. женская компания

В любом случае влияние субкультуры на личность, идентифицирующую себя «со своими«, чрезвычайно велико. Очевидно, что в подросковом возрасте (от 12 лет до 18 лет) и юношеском возрасте (от 18 до 23 лет) влияние субкультуры максимально. На мой субъективный взгляд (моя нулевая гипотеза, которую мне нужно доказать за счет эксперемента и последовательного изложения причинно-следсвтенных связей), это один из наиболее значимых социальных факторов зависимого (аддиктивного) поведения личности в любой стране ( Если у вас в университете не было научной дисциплины «Экономическая теория», то вы должны очень хорошо понимать, что понятия «страна» есть формальность, так по сути и по факту группа людей, объединенных по общей позиции тому или иному вопросу, что выражается через:

  1. независимость ( есть такое понятие «суверенитет«),
  2. законодательство (понятия прописанные в Конституции какой-либо страны)
  3. и то какое направление деятельности будет преобладающим на ближайшие 4 года , что является главным для членов этого государства, какие цели и как именно это цели будут достигаться, ведь важно учитывать не только интересы самого государства, но и интересы других государства, а точнее даже не государств, а в первую очередь интересы людей, которых на планете Земля на 2022 год составляет 7 940 000 000 человек. Ведь понятие «государство» формально оно необходимо чтобы люди не стали звереть, но пробелма в том, что само система государство может звереть по отншошению к своим гражаданам. Никогда не забывайте, что государство, в лице государственных служащих это всего лишь слуга собственных граждан — это очень важно понимать, иначе жизнь станет невыносимой в этом государстве.

3. Семья

Ведущая роль в происхождении зависимого (аддиктивного) поведения приписывается семье. В ходе многочисленных исследований была выявлена связь между поведением родителей и последующим зависимым (аддиктивным) поведением детей. Работы:

  1. Анны Фрейд,
  2. Дональд Вудс Винникотт,
  3. Микаэл Ба́линт,
  4. Ме́лани Кляйн,
  5. Бе́нджамин Макле́йн Спок,
  6. Маргарет Малер,
  7. Ренé Арпад Шпиц,
Анна Фрейд и игровая терапия (Гадаев Алексей Вениаминович) / Проза.ру
Анна Фрейд (нем. Anna Freud3 декабря 1895Вена — 9 октября 1982Лондон) — британский психолог и психоаналитик австрийского происхождения, младшая дочь основателя психоанализа Зигмунда Фрейда. Наряду с Мелани Кляйн считается основателем детского психоанализа.
«Цель работы заключается в том, чтобы дать пациенту возможность найти самого себя, принять себя, поладить с собой»
Микаэл Ба́линт (венг. Bálint MihályМихай Балинт, настоящее имя — Микаэл Бергман3 декабря 1896Будапешт — 31 декабря 1970Лондон) — венгробританский психиатрпсихоаналитик и психотерапевт. Специалист по групповой психотерапии и групповому психоанализу. Основатель Балинтовских групп. Идеи М. Балинта оказали влияние на развитие психосоматической медицины.
Кляйн, Мелани — Википедия
Ме́лани Кляйн (нем. Melanie Klein; урожд. Райцес30 марта 1882Вена — 22 сентября 1960Лондон) — влиятельный британский психоаналитик еврейского происхождения, стоявшая у истоков детского психоанализаигровой психоаналитической терапии и теории объектных отношений.
BenjaminSpock1968.jpg
Бе́нджамин Макле́йн Спок (англ. Benjamin McLane Spock2 мая 1903 годаНью-ХейвенКоннектикутСША — 15 марта 1998 годаЛа-ХойяКалифорния, США) — американский педиатр, автор книги «Ребёнок и уход за ним», изданной в 1946 году и ставшей одним из крупнейших бестселлеров в истории США. Его революционный призыв к родителям был «вы знаете гораздо больше, чем вам кажется». Спок был первым педиатром, изучавшим психоанализ с целью попытки понимания нужд детей в рамках развития семейных отношений. Его идеи о воспитании детей повлияли на несколько поколений родителей, сделав их более гибкими и нежными по отношению к своим детям, заставив их относиться к своим детям как к личностям, в то время как общепринятым мнением было то, что воспитание ребёнка должно быть сфокусировано на выработке дисциплины.
magisteria.ru/data/2021/03/id-1-Margaret-Maler-...
Маргарет Малер (англ. Margaret Schönberger Mahler) (10 мая 1897 года — 2 октября 1985 года) венгерский врач-психиатр. Её считают одной из центральных фигур в становлении науки психоанализа. В основном исследовательская деятельность Маргарет Малер была направлена на изучение здорового развития ребенка, большую часть своей жизни она посвятила детскому психоанализу и процессу осознания детьми собственного «я». Малер разработала теорию сепарации-индивидуации в развитии ребенка.
Rene spitz.jpg
Ренé Арпад Шпиц (допустимо также Спитс, Спиц; англ. René Árpád Spitz29 января 1887Вена — 14 сентября 1974Денвер) — австроамериканский психоаналитик.

Именно психологические факты собранные этими людьми свидетельствую о том, что развитию ребенка вредит неспособность матери понимать и удовлетворять базовые потребности ребенка. [Чтобы лучше и объемнее по содержанию понять рекомендую книги:

  1. Мак-Вильямс Н. Психоаналтическая диагностика. — М., 1998;
  2. Психология и лечение зависимого (аддиктивного) поведения;
  3. Ялтонский В. М. Копинг-стратегии поведения у наркозависимых людей и здоровых людей. Канд. … дис. — Л., 1996].

Ведущая роль в формировании зависимости, по предположению (нулевой гипотезе) ряда авторов, принадлежит младенческой травмеформе мучительных переживаний в первые два года жизни).

Психологическая травма может быть связана:

  1. с физической болезнью,
  2. с утратой матери или не способность матери удовлетворять потребности ребенка,
  3. с несовместимостью температментов матери и ребенка,
  4. чрезмерной врожденной воздбужмостью малыша,
  5. с какими-то действия родителей, которые неосознанно совершают свои поступки.

Родители, в большинстве случаев, не знают о своём психотравмирующем воздейсвтии на младенца, когда, например, из лучших побуждений или по рекомендациям докторов стараются приучить ребенка :

  1. к жестком режиму питания,
  2. запрещают себе «баловать» ребенка,
  3. даже упорно пытаются сломить его упрямый нрав.

Переживая дистресс, в котром малыш не в состоянии помочь себе, малыш попросту засыпает.

Дистресс — состояние страдания, при котором человек не может полностью адаптироваться к стрессовым факторам и вызванному ими стрессу и демонстрирует дезадаптивное поведение[en][1]. Это может быть очевидным при наличии различных проявлений, таких как неадекватное социальное взаимодействие (например, агрессияпассивность или отстранённость[en]).

Дистресс — противоположность эустресса, положительного мотивирующего стресса.

Но, как очень тонко заметил профессор доктор психологических наук Г. Кристал [ страница 205, Психология и лечение зависимого (аддиктивного) поведения / Под ред. С. Даулинга. — М., 2000], повторение тяжелой травмирующей ситуации приводит к нарушению развития и к переходу в состоянии апатии и отсранённости. Позднее психологическую травму можно обнаружить по:

  1. страху перед любым аффектами (зависимостями),
  2. неспособностью переносить аффекты (зависимости),
  3. ощущение «небезопасности»,
  4. ожиданию неприятностей.

Эта особенность людей, применяющие зависимое (аддиктивное) поведение, обозначают в профессиональной психологической литературе как людей с низкой аффективной толерантностью. Люди, применяющие зависимому (аддиктивному) пне умеют заботиться о себе и нуждаются в ком-то (или чем-то), кто помог бы им справиться со своими переживаниями. Вместе с тем они испытывают глубокое недоверие к людям. В этом случае неживой объект вполне может заменить человеческое отношения. Таким образом, люди, переживающие психические травмы в раннем детстве, имеют существенно большой риск стать зависимыми.

Если говорить по факту в целом, то семья может не дать ребенку необходимой любви и не научить любить ребенка любить себя, что в свою очередь приведёт к ощущению:

  1. никчемности,
  2. бесполезности,
  3. отсутствию веры в себя,
  4. плохости.

В соответствии с современными представлениями (на 2022 год), люди с зависимым (аддиктиным) поведением испытывают серьезные трудности в поддержании самоуважения. Хорошо известно, например, что в состоянии опьянения человек чувствует себя гораздо раскованнее и увереннее, чем обычно. С другой стороны, для компаний алкоголиков весьма характерны беседы на такую «акутальную тему» (на самом деле она не актуально просто они зациклились на этом):

— Ты меня уважаешь?

Зависимое (аддиктивное) поведение таким образом, выступает своеобразным средством регуляции самооценки личности.

Серьезной проблемой семей людей, применяющих зависимое (аддиктивное) поведение могут быть эмоциональные расстройства у самих родителей, которые, в большинстве случаев, сопровождается алекситимией — это неспособность родителей выражать в словах свои чувства, а именно:

  1. понимать свои чувсвта,
  2. обозначать свои чувства,
  3. проговаривать свои чувства.

Ребенок не только «заражается» такими суждениями подкрепленными эмоциями, которые постепенно со временем превращаются уже в убеждения в семье с преобладанием негативных чувств, ведь ребенок «обучается» ( то есть действует отрицательная коннотация закона научения) у родителей замалчивать свои переживания, подавлять свои переживания и даже отрицать факт самого существования эмоций.

  1. Отсутствие границ между поколениями,
  2. Чрезвычайная психологическая зависимость членов семьи друг от друга,
  3. Гиперстимуляция

Эти 3 предпосылки являются еще одним негативным фактором. Маргарет Маллер [страница 15, Мак- Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика. — М., 1998] акцентировала внимание на важности для нормального развития ребенк процесса сепарации — это постепенное отделения ребенка от матери посредством уходов матери и возращений матери, а также процессов индивидуалзации ребенка. В семьях с нарушенными границами зависимое (аддиктивное) поведение может выступать одиним из способов влияния на поведение других членов, при этом сама зависимость может давать ощущение независимости от семьи. Одним из доказательств этого факта является усиление зависимого (аддиктивного) поведения при усилении семейных проблем.

Семья играет существенную роль не только в происхождениии, но и в поддержании зависимого (аддиктивного) поведения. Родственники сами могут иметь различные психологические проблемы, в силу чего родственники нередко провоцируют «срыв» человека, применяющего зависимое (аддиктивное) поведение, хотя по факту родственники сами страдают от зависимого (аддиктивного) поведения. В случае же длительного сохранения зависимого (аддиктивного) поведения у кого-либо из членов семьи, у родственников человека, применяющего зависимое (аддиктивное) поведение, в свою очередь, могут появляться серьезные проблемы и развиваться состояние, которое перейдет постепенно в со-зависимое поведение. Под словосочением «со-зависимое поведение» имеется в виду негативные изменения в личности, имеющие отрицательные коннотацию в поведении родственников по причине зависимого (аддиктивного) поведения кого-либо из членов семьи.

В то же время наблюдения, опирающиеся на факты, а не просто мнение не критично мыслящих психологов говорят о том, что в одной и той же семье дети могут демонстрировать различное поведение. Даже более того в семьях, где родители страдают алкоголизмом, у ребенка не обязательно формируется зависимое (аддиктивное) поведение. Очевидно, что не менее важную роль играют индивидуальные особенности конкретной личности.

5. Индивидуальные особенности конкретной личности

В рамках индивидуальных различий прежде всего следует отметить:

  1. половую избирательность зависимого (аддиктивного) поведения

Например, пищевое зависимое (аддиктивное) поведение характерно для женщин, в то время как игровое зависимое (аддиктивное) поведение (зависимость от компьютерных игр, игровых автоматов, которое в научной литературе называют гэблинг) чаще встречается у представителей мужского пола (статистически доказанный психологический факт). В ряде случаев можно говорить также о действиии возрастного фактора. Фактически, если наркоманией страдают преимущественно физические лица от 14 до 25 лет, то алкоголизмом (кстати тоже форма наркомании) в целом характерен для более старшего возраста.

6. Психофизиологические особенности человека

Психофизиологические особенности человека, очевидно, выступают в роли фактора, определяющего индивидуальное своеобразие зависимого (аддиктивного) поведения. Психофизиологические особенности человека могут влиять:

  1. на выбор объекта зависимости,
  2. на тепмы формирования объекта зависимости,
  3. на степень выраженности объекта зависимости,
  4. возможность преодоления объекта зависимости.

Предметом многочисленных дискуссий является вопрос о существовании наследственной предрасположенности к некоторым формам зависимости. Есть такая нулевая гипотеза (то есть преположение), что дети алкоголиков с большей вероятностью наследуют эту пробелму. Справедливости ради нужно сказать, что эта нулевая гипотеза (то есть преположение) наследственной предрасположенности к некоторым формам зависимого (аддиктивного) поведения не объясняет ряд фактов. Например, современные подростки употребляют наркотики независимо от склонности родителей этих подростков употреблять алкоголь. А значит естественно и логично, что зависимое (аддиктивное) поведение может формироваться в любой семье. На формирование зависимого (аддиктивного) поведения влияет множество семейных факторов. В связи с этим целесообразно говорить не о наследственной предрасположенности, а о семейной предрасположенности к зависимому (аддиктивного) поведения.

Не напрямую, а косвенно склонность к зависимому (аддиктивному) поведению может определяться типологическими особенностями нервной системы. Можно предположить (это не является доказанным фактом, поэтому будьте внимательны — это только нулевая гипотеза), что такие врожденные свойства, как:

  1. приспособленность к новым ситу
  2. качество настроения,
  3. чувствительность,
  4. контактность.

Именно эти 4 врожденных свойства влияют на формирование зависимого (аддиктивного) поведения.

Существует определенная зависимость от между типами характера и некоторыми видами зависимого (аддиктивного) поведения. Так, пьяноство и употребление наркотиков [Кондрашенко В. Т. Отклоняющееся (девиантное) поведение у подростков. — М., 2001] чаще встречается:

  1. либо при эксплозивной и неустойчивой акцентуации характера,
  2. либо при эпилептоидной и гипертимной акцентуации характера.

Зависимое (аддиктивное) поведение также может рассматриваться как логически-естественное следствие:

  1. либо обсессивного характера
  2. либо компульсивного характера.

Базовый конфликт человека с обсессивно-компульсивным характером (для удобства в написании обычно пишут вместе эти два характера, но что может преобладать в человеке это обсессивность либо компульсивность), по нулевой гипотезе (по предположению) Н. Мак-Вильямс — это гнев, борющийся со страхом быть осужденным [страница 362, Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика . — М., 1998]. То есть Человек стремится освободиться от бессознательного чувства вины и осознаваемого стыда вследствие несоответствия собственным стандартам. Вместо того чтобы признавать свои аффекты и выражать данные аффекты, человек или выстраивает защитные мыслительные конструкции (это называется в научном стиле обсессивность), либо старается освободиться от тревоги в действии (это называется в научном стиле компульсивностью). Обсессивность вполне может принимать участие в суицидальном поведении. Компульсивность же, как стереотипное повторение какого-либо действия (даже вопреки желанию личности), прямо связана с различными формами зависимого (аддиктивного) поведения. Н. Мак-Вильямс следующие 6 пунктов называет «разновидностями сугубо вредносного компульсивного поведения» [страница 358, Кулаков С. А. На приёме у психолога — подросток. — СПб., 2001]:

  • 1. пьянство,
  • 2. переедание,
  • 3. употребление наркотиков,
  • 4. пристрастие к азарнтным компьбтерным играм,
  • 5. пристрастие к покупкам,
  • 6. сексуальные преключениям.

Отличительной особенностью компульсивного характера не деструктивность, а склонность к чрезмерной вовлеченности.

Ряд исследований посвящен изучению связи между невротическим развитием личности и аддективным поведением этой личности. Например, пищевое зависимое (аддиктивное) поведение и сексуальное зависимое (аддиктивное) поведение настолько часто сочетаются с невротическими симптомами, что некоторые авторы рассматривают их как психосоматические расстройства или невротические расстройства [Психосоматический больно на приёме у врача: Пер. с нем. / Под ред. Н. С. Рязанцева. — СПб., 1996].

Другим важным индивидуальным фактором, влияющим на поведение личности, может выступать стрессоустойчивость. В последние с 1991 по 2022 годы за рубежом и в Российской Федерации развивается взгляяд на зависимое (аддиктивное) поведение, как на следствие сниженной способности личности справляться со стрессом [Здесь рекомендуется прочитать две следующие книги:

  1. Кулаков С. А. Диагностика и психотерапия зависимого (аддиктивного) поведения у подростков : Учеб.-метод. пособие. — М., 1998,
  2. Ялтонский В. М. Копинг -стретегиии поведения у наркозависимых и здоровых людей. Канд. … дис. — Л., 1996].

По нулевой гипотезе (то есть по предположению, а не доказанному факту), что зависимое (аддиктивное) поведение возникает при нарушении копинг-функции — механизмо совладения со стрессом. Исследования свидетельствуют о различиях в копинг-поведении людей, не применяющих зависимое (аддиктивное) поведение и людей, применяющих зависимое (аддиктивное) поведение. Например, наркозависимые подростки демонстрируют такие характерные реакциии на стрес, как:

  1. уход от решения проблем,
  2. отрицание,
  3. изоляция. [Ялтонский В. М. Копинг -стретегиии поведения у наркозависимых и здоровых людей. Канд. … дис. — Л., 1996].

Есть такие сущностные характеристики человека, вернее деформация (под влиянием каких-то событий) этих сущностных характеристик человека, также способствуют формированию зависимого (аддиктивного) поведения и сохранению зависимого (аддиктивного) поведения:

  1. Отсутствие смысла жизни;
  2. Бездуховность;
  3. Неспособность принять ответственность за свою жизнь на себя.

8. Заключение

Говоря о факторах зависимого (аддиктивного) поведения, следует еще раз выделить тот факт, что в основе лежат естественные потребности человека. Склонность к зависимости в целом является универсальной особенностью человека. При определенных условиях, однако, некоторые нейтральные объекты превращается в жизненнно важные для личности, а потребность в них усиливается до неконтролируемых.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.