Kazan
89534056488
r6fil1@gmail.com

Концепции формирования суицидного поведения. Урок №36

Фонд "Pravda"

Концепции формирования суицидного поведения. Урок №36

  • 0. Введение
  • 1. Социологический подход, объясняющий суицидальное поведение
    • 1.1 Политическая система
    • 1.2 Экономические кризисы
    • 1.3 Развития религиозного сознания общества
    • 1.4 Семейное влияние
  • 2. Психопатологический подход, объясняющий суицидальное поведение
    • 2.1 Что есть «депрессия» по факту?
  • 3. Социально-психологический подход, объясняющий суицидальное поведение
  • 4. Заключение
    • 4.1.Факторы риска суицидального поведения
    • 4.2. Группы риска суицидального поведения

0. Введение

Основные концепции, объясняющие суицидальное поведение можно условно (для формального удобства восприятия не только в научном сообществе психологов и преподавателей, но и среде потребителей-обывателей, которые опираются на факты и тем самым повышают положение маригнальных слоев общества) можно разделить на три группы:

  • 1. социологическая подход, объясняющий суицидальное поведение,
  • 2. психопатологическая подход, объясняющий суицидальное поведение,
  • 3. социально-психологическая подход, объясняющий суицидальное поведение.

1. Социологический подход, объясняющий суицидальное поведение

В условиях социологического подхода [Гилинский Я. И., Юнацкевич П. И. Социологические и психологические основы суициологии. — СПб., 1999] утверждается следующая нулевая гипотеза (то есть предположение, которое нужно доказать, опираясь на факты, но пока оно не доказано, так как нет четкого формализованного доказательства, которые срабатыает на практике в 100% случаев, то есть доказательство должно быть таким чтобы любой человек смог его повторить и у него получился такой же результат как в доказательства и тогда в этом случае научное сообщество его начинает уважать, так как этот человек реально существующую проблему решил — победителей не судият), заключающая связь между суицидальным поведением и социальными условиями.

В основе подобных взглядов лежит учение Давида Эмиля Дюркгейма об «аномии» [Здесь рекомендую две книги:

  1. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд. — М., 1994
  2. Суицидология: Прошлое и настоящее: Сб. статей / Сост. А. Н. Моховиков — М., 2001].

Аномия — это есть нарушения в ценностно-нормативной системе обществ.

Давид Эмиль Дюркгейм отмечал следующий факт, что количество самоубийств в обществе определяется «коллективными представлениями» как особыми фактами социальной жизни, которое определяют индивидуальные видение мира, а именно:

  1. ценности,
  2. моральные нормы.

Возьмём как пример такую ценность как коллективная связь между людьми, а еще проще говоря сплоченность общества, которая в этом смысле задерживает самоубийства. Когда сплоченность общества ослабевает, индивид отходит от социальной жизни и ставит свои личные цели выше стремления к общему благу, что может стать причиной решения уйти из жизни, то есть закончить жизнь самоубийством.

Émile Durkheim.jpg
Давид Эмиль Дюркгейм (фр. David Émile Durkheim15 апреля 1858 — 15 ноября 1917) — французский социолог и философ, основатель французской социологической школы и предшественник структурно-функционального анализа. Наряду с Огюстом КонтомКарлом Марксом и Максом Вебером считается основоположником социологии как самостоятельной науки[6][7].
Социальная интеграция в условиях модерна, лишённого традиционных и религиозных связей, представляли главный исследовательский интерес Дюркгейма. Первый крупный труд социолога, «О разделении общественного труда», увидел свет в 1893 году, а через два года он опубликовал свои «Правила социологического метода». Тогда же он стал первым профессором социологии первого во Франции социологического факультета[8]. В 1897 году он представил монографию «Самоубийство», где провёл сравнительный анализ статистики самоубийств в католических и протестантских обществах. Данная работа, положившая начало современным социологическим исследованиям, позволила окончательно отделить социологию от психологии и социальной философии. В 1898 году Дюркгейм учредил журнал L’Année Sociologique («Социологический ежегодник»). Наконец, в книге 1912 года «Элементарные формы религиозной жизни» Дюркгейм представил свою теорию религии, основанную на сопоставлении общественной и культурной жизни аборигенов и современников.
Дюркгейм желал видеть социологию широко признанной, полноценной научной областью. Он переработал созданный Контом позитивистский подход и предложил свою методологическую систему, своего рода эпистемологический реализм. Другим предметом его популяризации стал гипотетико-дедуктивный метод. В понимании Дюркгейма социология представала наукой об институтах в широком смысле, то есть об «убеждениях и способах поведения, установленных коллективно»[9][прим. 1]. Целью социологии он видел изучение структурных социальных фактовruen. Дюркгейм был предшественником структурного функционализма как в социологии, так и в антропологии.
До самой смерти, настигшей учёного в 1917 году, Дюркгейм оставался одной из центральных фигур французской интеллектуальной жизни. Он стал автором многочисленных лекций и публикаций, посвящённых проблемам социологии знанияобразованиярелигииправа, а также вопросам моралисоциальной стратификации и девиантного поведения. Дюркгейм ввёл в научный оборот ряд популярных ныне терминов, в частности, «коллективное сознание

1.1 Политическая система

На самоубийство, отчасти, оказывает влияние политическая система, в том числе войны, спецоперации и другие военные конфликты, ведь от того, что называние военного конфликта поменялась, но суть его мало меняется — это есть конфликт. В качестве доказательств своих слов приведу пример, в 1866 г. разразилась война между Австрией и Италией, число самоубийств в обеих странах снизилось на 14%. Та же тенденция наблюдалась и во время Второй мировой войны. Напротив, в мирное время армия любой страны является местом для возникновения в головах солдат, заниюмающихся тяжелым трудом, предпосылок социальной среды для самоубийств по причине:

  1. атмосферы самоотречения человека от своей прошлой жизни до того, как он попал в армию, (а армия если кто-то всё ещё не знает и ему промыли окончательно мозг является частью политической системы),
  2. атмосферы обезличивания человека, ведь к человеку начинаются относится как к всего лишь винтику в большой системе. Есть такой строго доказанный социально-психохологический факт звучит он так: для всех европейских стран характерно, что склонность к самоубийству у военных лиц значительно интенсивнее, чем у гражданских лиц того же возраста [Гилинский Я. И., Юнацкевич П. И. Социологические и психологические основы суициологии. — СПб., 1999].

1.2 Экономические кризисы

Известно, что экономические кризисы обладают способностью увеличивать склонность к самоубийству. Соотношение между экономическим состоянием страны и процентом самоубийства является общим законом. Есть строго статистический факт, что за внезапным увеличением числа банкротств обычно следует рост самоубийств [Гилинский Я. И., Юнацкевич П. И. Социологические и психологические основы суициологии. — СПб., 1999].

1.3 Развития религиозного сознания общества

В 2022 году современные исследователи самоубийства как социального явления выделяют в качестве важного фактор развития религиозного сознания общества. Вера, особенно ислам, существенно снижает вероятность суицидального поведения. В религиозной этике факт совершения самоубийства расценивается как тяжкий грех, что накладывает нравственный запрет на применение человеком суицидального поведения, который придерживается религиозной этики. В субъектах страны Российская Федерация, в которых преобладает христианство на протяжении 105 лет, а именно с 1917 года до 2022 года наблюдается либерализация (ослабление строго запрета за счет размывания норм и преобладания других ценностей в восприятии людей) общественного отошения к самоубийствам. Все более серьезно обсуждается возможность эвтаназии — это добровольный уход из жизни с помощью высококвалифицированного врача-танатолога. Чтобы не быть просто голословным, например в 2002 г. в Голландии (впервые в истории человечества) принят закон, регулирующий эвтаназию.

1.4 Семейное влияние

Существенным оказывается семейное влияние. Так, наличие самоубийств в истории семьи повышает риск возникновения суицида. И самое главное, личностные особенности родителей, например такая особенность как депрессивность, могут выступать фактором суициальной динамики (изменения) поведения.

2. Психопатологический подход, объясняющий суицидальное поведение

Другой, психопатологический подход рассматривает суицид как проявление:

  1. острых психических расстройств,
  2. хронических психических расстройств.

Предпринимались, но оказались бесуспешными попытки выделения самоубийств в отдельную нозологическую единицу — суицидоманию. Несколько схожую позицию выражает взгляд на суицидальное поведение как пограничное состояние. А. Е. Личко [страница 73, ] пишет: «Суицидальное поведение у подростков — это проблема пограничной психиатрии, то есть области изучения психопатий и непсихотических реактивных состояний за счет акцентуаций характера«. По экперементальному наблюдению профессора А. Е. Личко, лишь 5% суицидов и попыток совершить суицид падает на психозы, в то время как на психопатии — 20%-30%, а все остальные на так называемые подростковые кризисы.

В целом статистически достоверная связь (то есть выражаясь в научном стиле корреляция и ковариация есть, но численно оно принимает мало значение) между суицидальным поведением и конкретными психическими расстройствами не выявлена. Тем не менее для некоторых патологических (то есть выражаясь в разговорном стиле синонимом слова «патология« является слово «болезнь«) состояний и патологических (болезненных) расстройств суицидальный риск выше, а именно:

  1. для острого психического состояния,
  2. для депрессии.

Депрессия наиболее часто упоминается в связи с суицидами, что определяет необходимость более пристального рассмотрения понятия «депрессия».

2.1 Что есть «депрессия» по факту?

В диагностическом смысле термин «депрессия» обозначает аффективные нарушения, присутствующие в широком спектре нозологических единиц с различной:

  1. этиологией (раздел медицины, изучающий происхождение болезней, условия и причины их возникновения),
  2. клиническими проявлениями (говоря в научному стиле «симптомы». Симпто́м (от др.-греч. σύμπτωμα — «случайность, несчастная случайность, приступ болезни»[1]) — один из отдельных признаков, частное проявление какого-либо заболевания, патологического состояния или нарушения какого-либо процесса жизнедеятельности).

Депрессия переживается субъективно (с точки зрения самоощущения) как:

  1. подавленное настроение,
  2. состояние угнетенности,
  3. состояние безнадежности,
  4. состояние беспомощности,
  5. состояние вины.

В международной классификации болезней 10-го пересмотра в рубрике F32 [страница 101, МКБ-10. Классификация психических и поведенческих расстройств. — Женева; СПб., 1998] в качестве ведущего для диагностики (определения) депрессии называется соматический (то есть внешние физические признаки болезни) синдром. У конкретного человека не менее двух недель должны проявляться три и более признака соматического синдрома:

  1. снижение интересов или снижение удовольствия от деятельности, обычно такой деятельности, которая для человека приятна;
  2. отсутствие реакции на деятельность (события), которые в норме вызывают вызывают реакцию на деятельность (события),
  3. пробуждение утром за два (или более) часа до обычного времени подъема,
  4. внешне выраженная психомоторная заторможенность или ажитация (что такое ажитация точнее можно прочитать кликнув по этой ссылке),
  5. заметное резкое снижение ( или повышение) аппетита,
  6. снижение веса,
  7. заметное снижение либидо (половое влечение),
  8. постепенное сначало незаметное, но постепенно заметное для самого человека снижение энерии,
  9. повышенная утомляемость.

Дополнительно к признакам соматического синдрома называются еще психологические признаки:

  1. cнижение самооценки,
  2. беспричинное чувство самоосуждения,
  3. чрезмерное и неадекватное чувство вины,
  4. повторяющиеся мысли о смерти, суицидальное поведение
  5. нерешительность.

Другим часто встречающимся симптомом, причиняющим серьезное беспокойство человеку, является нарушение ясности мышления или нарушение эффективности мышления, иногда настолько выраженное, что может быть принято даже за органическую деменцию. Таким образом, депрессия ( или синоним депрессивное состояние) кроме субъективно плохого настроения имеет выраженные:

  1. соматические проявления,
  2. сниженную самооценку,
  3. нарушения мышления.

Несмотря на имеющую место, хотя и неоднозначную связь (то есть это преположение, а не доказаннный факт, который работает 100% во всех случаях, чтобы преположение стало доказанным фактом, нужно чтобы факт мог повторить любой человек и при этом получился один и тот же результат) суицидального поведения с психическими расстройствами (преимущественно с аффективными расстройствами) большинство профессиональных квалифициорованных психиатров и психологов на 2022 год считают, что суицидальное поведение могут совершать как

  1. лица с психическими заболеваниями,
  2. так и здоровые люди.

В первом случае если говорить про лиц с психическими заболеваниями, то речь идёт о проявлениях патологии (болезни), требующей преимущественно медицинского вмешательства.

Во втором случае если говорить о здоровых людях, то речь должна идти об отклоняющемся (девиантном) поведении практическими здорового человека в ответ на психотравмирующую ситуацию, и в этом случае предполагается оказание социально-психологической помощи в виде осознанного разговора без шуток и приколов.

3. Социально-психологический подход, объясняющий суицидальное поведение

Социально-психологический подход, объясняют суицидальное поведение социально-психологическими факторами или индивидуальными факторами. Прежде всего, самоубийства связываются с потерей смысла жизни. Виктор Франкл, что связанная с этим экзистенциальная тревога переживается как ужас перед безнадежностью, ощущение пустоты и бессмысленности, страх вины и страх осуждения [Франкл В. Человек в поисках смысла. — М., 1990].

А. Г. Амбрумова и ряд других практических исследователей расценивают суицидальное поведение как следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях микросоциального конфликта. [Здесь рекомендую прочитать следующие 5 книг, чтобы точнее понять эту мысль:

  1. Актуальные проблемы суицидологии // Сб. трудов Моск. НИИ психиатрии. — М., 1978. — Т.78; 1981. — Т.92.
  2. Амбрумова А. Г. Психология самоубийства // Социальная клиническая психиатрия. — 1996. — №4
  3. Амбрумова А. Г., Бородин С. В., Михлин А. С. Предпруждение самоубийств. — М., 1980
  4. Амбрумова А. Г., Тихоненко В. А. Диагностика суицидального поведении. — М., 1980.
  5. Диагностика суицидального поведения: Метод. рекомендации / Сост. А. Г. Амбрумова. В. А. Тихоненко. — М., 1981].

Социально-психологическая дезадаптация, как несоответствие организма и среды, может проявляться в разной степени и в различных формах. А. Г. Амбрумова различает:

  1. лимитирующая (непатологическая) дезадаптация,
  2. трансформирующая (патологическая) дезадаптация.

Каждая из этих форм двух может быть:

  1. парциальной (частичной),
  2. тотальной (всеобщей).

В условиях экстремальной ситуации личности неодинаково перестраивает свою приспособительную тактику. Условно для удобства восприятия поделим людей на группы:

Первая группа: Наиболее устойчивые люди за счёт пластичности и резервов сохраняют прежний общий уровень адаптации.

Вторая группа: Эта группа людей характеризуется временным снижением уровня дезадаптации, но без слома основных направлений адаптации. В этом случае дезадаптация носит лишь количественный характер, она лимитирована и не выходит за пределы качественной определенности адаптационного процесса, то есть проще говоря дезадаптация не приводит к болезни, не порождает патологических форм адаптации. В тех же случаях когда экстримальные нагрузки сочетаются с индивидуальными проблемами (например, неврозами), вероятность нарушений значительно вырастает. В таких случаях социально-психологическая дезадаптация влечёт за собой качественную трансформацию приспособительного процесса, появление патологических форм адаптации. Этот вариант характерен для пограничных расстройств при которых наиболее подвержены срыву:

  1. ценностная-ориентационная деятельность,
  2. коммуникативная деятельность.

Именно эти две деятельности при общем снижении интенсивности и пластичности процесса приспособления. Психотические расстройства представляют собой глобальную дезадаптацию с переходом на качественно новый уровень патологического реагирования.

Объективные причины и субъективные переживания могут не соответствовать друг другу. Дезадаптация — это лишь одно из условий возможного суицида. Если рассматривать социально-психологическую дезадаптацию в динамике (изменение), ведущей к суициду, можно выделить две фазы:

  1. предиспозиционную дезадаптация ,
  2. суицидальную дезадаптация.

Предиспозиция (наличие дезадаптации) не служит прямой детерминантой суицидального поведения. Решающее значение для перехода ее в суицидальную фазу имеет конфликт, переживаемой личностью. Конфликт может носить межличностный или внутриличностный характер. В том и другом случае он образуется из двух или нескольких разнонаправленных тенденций (направленностей), а именно одну из которых составляет основная тенденция (направленность), актуальная в данный момент потребность человека, а другая тенденция (направленность), препятствующую удовлетворению основной тенденции (направленности). Разрешение конфликта зависит:

  1. от значимости сферы, в который происходит конфликт,
  2. и от системы резервных адаптационных механизмов.

Конфликт, превышающий порог дезадаптации личности, является кризисным. Таким образом, в условиях предиспозиционной дезадаптации и невозможности реальными способами изменить конфликтную ситуацию единственной реакцией, подменяющей собой все другие действия, оказывается суицид как способ самоуcтранения от всякой деятельности.

Автор - Эдвин Шнейдман
Эдвин Шнейдман (Edwin Shneidman,13.05.1918 — 15.05.2009) — ведущий американский суицидолог и танатолог, пионер научного исследования самоубийств и подготовки специалистов по их профилактике. Эдвин Шнейдман был первым директором Центра исследований и профилактики самоубийств в Лос-Анжелесе. В 1957 году он в соавторстве с Норманом Фейбероу выпустил книгу “Приметы самоубийства”. Спустя 4 года написал книгу “Крик о помощи”. Обе эти книги считаются классическими в области суицидологии. В своей поразительной книге “Смерти человека” (1980) Шнейдман, основываясь на классических наблюдениях, приводит типологию индивидов, играющих непосредственную, причем часто сознательную, роль в приближении своей смерти.
На нашем книжном сайте Вы можете скачать книги автора Эдвина Шнейдмана в самых разных форматах (epub, fb2, pdf, txt и многие другие). А так же читать книги онлайн и бесплатно на любом устройстве – iPad, iPhone, планшете под управлением Android, на любой специализированной читалке. Электронная библиотека КнигоГид предлагает литературу Эдвина Шнейдмана в жанрах.

Эдвин Шнейдман предлагает рассатривать суицид с точки зрения психологических потребностей. В соответствии его теорией суицидальное поведение определяет два ключевых момента:

  1. Душевная боль, которая оказывается сильнее всего остального;
  2. Состояние фрустрации или искажение наиболее значимой потребности личности.

[Здесь рекомендую вам прочитать следующие 2 книги:

  1. Суицидология: прошлое и настоящее: Сб. статей / Сост. А. Н. Моховиков. — М., 2001,
  2. Шнейдман Э. С. Душа самоубийцы: Пер. с англ. — М., 2001].

В рамках социально-психологического подхода также широко представлены работы, изучающие связь между личностными особенностями и суицидальным поведением. Распространена нулевая гипотеза (преположение, которая не является еще доказанным фактым, но при условии, что это можно как-то доказать оно может стать фактом), что тип отклонения (девиации), например насильственная или самодеструктивная, определяется складом личности. А. Е. Личко [страница 78, Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков — Л., 1983] отмечает связь между типам акцентуации характера подростка и суицидальным поведением. Так, суицидальные демонстрации

  1. в 50% случаев сочетаются с истероидным типом подростка,
  2. в 50% случаев сочетаются с неустойчивым типом подростка,
  3. в 50% случаев сочетаются с гипертивным типом подростка.

А суицидальные покушения в 63% случаев сочетается с сенситивным типом подростка и в 25 случаев сочетается с циклоидным типом подростка. А. Е. Личко отмечает чрезвычайно низкую суицидальную активность шизоидов тип подростка.

Личко, Андрей Евгеньевич - Психологос
Андрей Евгеньевич Личко (8 ноября 1926 — 6 августа 1994) — советский психиатр, заслуженный деятель науки Российской Федерации, профессор, доктор медицинских наук, заместитель директора Психоневрологического института им. В.М. Бехтерева.
Окончил Ленинградский медицинский институт им. И.П. Павлова в 1951 г. Спустя два года защитил кандидатскую диссертацию, а в 1963 г. получил учёную степень доктора медицинских наук за монографию «Инсулиновые комы» (АН СССР, 1962). Основные направления научных исследований — диагностика и лечение психических расстройств в подростковом возрасте и патохарактеризуемая диагностика.
С 1965 по 1985 г. был ответственным секретарём редакционной коллегии «Журнала эволюционной биохимии и физиологии», а с 1989 г. — заместителем главного редактора журнала «Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева», в возрождении которого он принимал самое активное участие.
Опираясь на труды П. Ганнушкина и К. Леонгарда, создал собственную типологию личностей. Наибольшую известность приобрела монография А.Е. Личко «Психопатии и акцентуации характера у подростков» (1977), ставшая настольной книгой многих поколений отечественных психиатров и психологов. За эту книгу А.Е. Личко был удостоен Почетного диплома им. В.М. Бехтерева АМН СССР. В данной работе А.Е. Личко обогатил учение о психопатиях, показав, что, наряду с психопатиями и психопатоподобными расстройствами, следует выделять акцентуации характера.

В. Т. Кондрошенко [страница 138, Кондрошенко В. Т. Девиатное поведение у подростков. — Минск, 1988] напротив приводит данные в пользу:

  1. шизоидного типа подростка,
  2. психастенического типа подростка,
  3. сенситивного типа подростка,
  4. возбудимого типа подростка,
  5. эпилептоидного типа подростка.
Кондрашенко Валентин Тимофеевич (12.09.1932 г.), психиатр, психотерапевт, доктор медицинских наук, профессор
Родился в г. Саратове в семье служащих. В 1950 г. окончил Березовскую среднюю школу с золотой медалью, в 1956 г. — с отличием военный факультет Саратовского медицинского института. В 1956— 1958 гг. служил начальником медпункта мотострелкового полка.
В 1958—1960 гг.— ординатор неврологического отделения армейского госпиталя (г. Калининград); в 1960—1963 гг.— старший ординатор психиатрического отделения 289-го Прибалтийского окружного военного госпиталя. В 1962 г. основал лабораторию гипербарической оксигенации (ГБО), одну из первых в СССР; проводил эксперименты в области электробиостимуляции головного мозга.
В 1964 г. закончил адъюнктуру при кафедре психиатрии Ленинградской Военно-медицинской академии им. С. М. Кирова; защитил кандидатскую диссертацию.
В 1968 г. назначен главным психиатром Северной группы войск. В 1972 защитил докторскую диссертацию, посвященную проблемам использования ГБО психиатрии. Одним из первых психиатров из СССР получил диплом психоаналитика , закончив в 1973 г. психотерапевтический факультет Вроцлавской медицинской академии (Польша).
В 1974 г. переведен в звании полковника для прохождения дальнейшей службы в Беларусь, одновременно исполнял обязанности начальника психиатрического отделения Белорусского окружного госпиталя и главного психиатра Белорусского военного округа.
После демобилизации из Вооруженных Сил с 1979 г. работал на кафедре психиатрии Белорусского института усовершенствования врачей.
В 1981 г. присвоено звание профессора.
В 1990 г. возглавил вновь организованный курс психотерапии при кафедре психиатрии БелГИУВ. В сентябре 1991 г. курс преобразован в кафедру психотерапии, которой руководил до 1997 г.
Автор 10 монографий и учебных пособий, свыше 150 научных работ. Удостоен 9 правительственных наград. В течение ряда лет являлся главным внештатным психотерапевтом Министерства здравоохранения Беларуси. Стоял у истоков организации Белорусской ассоциации психотерапевтов. Воспитал талантливых учеников в области детско-подростковой и общей психиатрии и психотерапии, наркологии, суицидологии. Основные публикации: Кондрашенко В. Т., Скугаревский А. Ф. «Алкоголизм», (1983); Кондратенко В. Т. «Девиантное поведение у подростков», (1988); Кондрашенко В. Т., Донской Д. И., Игумнов С. А. «Общая психотерапия», (1999 г.).

Эти два автора сходятся во мнении (в нулевой гипотезе, которую они экперементально не доказали, а всего лишь предположили), что практически не склонны к суицидальным покушениям и суицидам:

  1. астенический тип подростка,
  2. гипертимный тип подростка,
  3. неустойчивый тип подростка.

Н. В. Конанчук, В. К. Мягер [страница 137, Кондрошенко В. Т. Девиатное поведение у подростков. — Минск, 1988] выделили три основных свойства характерных для суицидента:

  1. повышенная напряженность потребностей,
  2. повышенная потребность в эмоциональной близости при сверхзначимости отношений,
  3. низкая фрустрационная толерантность и слабая способность к компенсации.

Суммируя данные, полученные различными авторами, можно представить некий обобщенный психологический портрет суицидента. Для суицидента характерна как заниженная самооценка, так и высокая потребность в самореализации. Это сенситивный, эмпатичный человек со сниженной способностью переносить боль. Его отличает:

  1. высокая тревожность и пессимизм,
  2. тенденция к самообвинению и склонность к суженному (дихотомическому мышлению).

Также отмечаются трудности волевого усилия и направленность (тенденция) ухода от решения проблем. Очень важно понять главную мысль этого урока, что приведенный обобщенный психологический портрет суицидента прямо противоположен характеристике человека, применяющего антиобщественое (делинквентной) поведение (подробнее про понятие антиобщественое (делинквентной) поведение вы можете прочитать кликнув по этой ссылке Делинквентное (противоправное) поведение как форма отклоняющегося поведения личности. Урок №23).

4. Заключение

Обзор трех различных подходов, которые были описаны выше являются теоретическим описанием, просвещающих и дающих вам понимание причинно-следственых связей и фактически, отражающих детерминацию (ограниченность и предпосылки) и характер суицидального поведения, позволяет сделать вывод о сложности, полиэтиологичности данного социально-психологического явления как убийство человеком самого себя.

[ПОЛИЭТИОЛОГИЧНОСТЬ (MULTIPLE CAUSATION, син. multifactorial ethiology) — термин используется для описания концепции, состоящей в том, что некоторая болезнь или иной исход может иметь более чем одну причину. Для возникновения этого исхода может потребоваться какая-либо комбинация причин или иные комбинации причин.]

4.1.Факторы риска суицидального поведения

Тем не менее важно выделить некоторые факторы риска суицидального поведения личности:

  • 1. предшествующие попытки суицида (данного человек);
  • 2. семейная история суицида;
  • 3. кризисная ситуация ( а именно:
    • 1. неизличимая болезнь,
    • 2. смерть близкого человека,
    • 3. безработица и финансовые проблемы,
    • 4. развод).
  • 4. семейный фактор ( а именно:
    • 1. депрессивность родителей,
    • 2. детские травмы,
    • 3. хронические конфликты,
    • 4. дисгормоническое воспитание.
  • 5. эмоциональные нарушения (прежде всего депрессия);
  • 6. психоческие заболевания (наркомания (сюда относится и алкоголизм, и курение), шизофрения);
  • 7. социальное моделирование ( а именно:
    • 1. демонстрация средствами массовой информации ( а именно:
      • 1. в видеохостингах (You-tube, Twich и так далее),
      • 2. в социальных сетях (VK, Instagram, Чат-рулетка и так далее)
      • 3. в мессенджерах (Telegram, What’s up)
    • 2. демонстрация суицида в литературных произведениях — «эффект Вертера»

4.2. Группы риска суицидального поведения

Кроме того, выделяются следующие группы риска:

  1. молодежь (школьники перед экзаменами, студенты, которые не могут найти работу, так как у них нет опыта деятельности в той или иной предметной области, а везде нужен уже сразу опыт, но как получить опыт, если везде требуют опыт? Вот эта нехватка рабочих мест для людей которых нет опыта — это большая проблема для любого государства),
  2. пожилые люди (у которых не осталось близких людей и они не могут придумать себе смысл жизни),
  3. сексуальные меньшинства (к сожалению эту группу людей в некоторых странах до сих пор как-то принижают за их сексуальные предпочтения или недостаточно дают им права для самовыражения в общественных местах),
  4. военнослужащие (психологическое насилие и физическое насилие преобладает в общении людей находящихся в военных частях, которых собрали и заставили жить по военному уставу и участвовать в боевых операциях не по своей собственной воли, чтобы этого не возникало нужно создать вышесреднего условия для проживания, четкое взаимопонимание в неуставных взаимоотношениях между людьми),
  5. ветераны войн и военных конфликтов (самая подержанная группа, так как после того как человек воевал он больше не умеет выстраивать эффективную коммуникацию и он отстает от высоких IT-технологий),
  6. врачи (постоянное взаимодействие с людьми-пациентами, причем с разными людьми порой не обладающими высокой квалификацией, умения вести положительно направленную коммуникацию — это морально очень сложная работа, ведь у врачей так мало времени на рекриацию и восстановление своей энергии для следующего дня),
  7. представители других профессий.




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.