Kazan
2636365
r6fil1@gmail.com

Условия формирования агрессивного поведения личности. Урок №21

Фонд "Pravda"

Условия формирования агрессивного поведения личности. Урок №21

  • 0. Введение
  • 1 Особенности индвидуального развития человека
    • 1.1 Возрастные особенности ( или возрастной фактор)
      • 1.1.1 Детская агрессивность
      • 1.1.2 Агрессивность в младшем возрасте
      • 1.1.3 Агрессивность в подростковом возрасте
      • 1.1.4 Агрессивность у взрослых людей самое сложное в определение агрессивности так как тут уже есть индвидуальные особенности (или индивидулальные факторы)
    • 1.2. Половой (гендерный) фактор
  • 2 Социальные условия развития личности
    • 2.1 Влияние средств массовой информации
    • 2.2 Формирование агрессивного поведения через наблюдение
    • 2.3 Семейные факторы
      • 2.3.1 А. Бандура и Р. Уолтерс исследование «агрессии в семье»
        • 2.3.1.1 Минимальные условия эффектиной социализации
    • 2.4 Подражаения значимым для человека людям
  • 3. Заключение

0. Введение

Из ранее прочитанных 20 уроков про отклоняющиеся (девиантное) поведение (если последовательно не прочитали, то прочитайте, иначе вам будет сложно понять суть дальнейших отражений фактов, то есть вы потреяете причинно-следственную связь в том или ином явлении) мы исходим от гипотезы (предположения), а не строго доказанного факта, что агрессивность человека и склонность человека к агрессивному поведению существенно детерминируются (определяются и ограничиваются) особенностями индивидуального развития человека.

1. Особенности индвидуального развития человека

В появлении агрессивного поведения участвуют 4 фактора:

  1. возраст,
  2. индивидуальные особенности,
  3. внешние физические условия
  4. внешние социальные условия.

Например, провоцироват (в научном стиле говорят потенцировать) агрессивность вполне могут такие внешние обстоятельства, как

  1. шум,
  2. жара,
  3. теснота,
  4. экологические проблемы,
  5. метеоусловия,
  6. и так далее.

Но решающую (стратегическую) роль в формировании агрессивного поведения личности, по нулевой гипотезе (по мнению) большинства исследователей данного вопроса, является прямое социальное окружение личности. Рассмотру некоторые, на мой субъективный взгляд, ведующие факторы, вызывающие или поддерживающие агрессивное поведение личности.

1.1. Возрастные особенности человека

Характер агрессивного поведения во многом определяется возрастными особенностями человека. Каждый возрастной этап:

  1. имеет специфическую ситуацию развития,
  2. выдвигает определенные требования к личности.

Адаптация к возрастным требованиям нередко сопровождаются различными проявлениями агрессивного поведения. Так, в самом раннем возрасте дети, по субъективном предположению (по нулевой гипотезе), демонстрируют агрессию:

  1. если дети часто, громко и требовательно плачут;
  2. если у детей отсутствуют улыбка;
  3. если дети не вступают в контакт.

1.1.1 Детская агрессивность

В целом детская агрессивность является обратной стороной беззащитности. Если ребенок чувствует себя незащищенным (например, когда потребности ребенка в безопасности и потребности ребенка в любви не получают удовлетворения), в душе ребенка рождаются многочисленные страхи. Стремфясь справиться со своими страхами, ребенок прибегает к защитно-агрессивному поведению. Другим возможным способом преодоления страха может стать направление агрессии на самого себя (этой ситуации в научном стиле используется понятие аутоагрессия). Аутоагрессия может проявляться по-разному, а именно:

  1. в саморазрушительных фантазиях,
  2. в робости (неуверенности в себе),
  3. в идеях самонаказания.

1.1.2 Агрессивность в младший школьном возрасте

В младшем школьном возрасте агрессия чаще проявляется по отношению к более слабым («выбранной жертве«) ученикам в таких формах:

  1. насмешки,
  2. давления,
  3. ругательства,
  4. драка.

Проявление агрессивного поведения школьников друг к другу в ряде случаев становится серьезной проблемой. Резко негативная реакция учителей родителей на подобное поведение зачастую не только не уменьшает агрессивность детей, но, напротив, усиливает агрессивность детей , поскольку служит косвенным доказательством силы и независимости учителей и родителей. Тем не менее именно учитель, авторитет учителя и умение учителем открыто выражать своё отношение к агрессивному поведению побуждает детей выбирать более социально одобряемые формы поведения.

1.1.3 Агрессивность в подростково возрасте

Специфической особенностью агрессивного поведения в является зависимость агрессивного поведения от группы сверстников на фоне крушения авторитета взрослых. В подростковом возрасте быть агрессивнм часто означает «казаться или быть сильным». Любая подростковая группа (школьный класс, группы студентов 1 курса) имеет свои ритуалы и мифы, поддерживаемые лидером. Например, широко распространены ритуалы посвящения в члены группы (когда человек поступает в какое-либо образовательное учреждение проводится день испытания новичков). Часто глаз человека-обывателя, который ничего не хочет изучать, может шокировать «униформа» группы (как и подростковая мода в целом) также носит ритуальный характер. Ритуалы усиливают:

  1. дают подросткам чувство принадлежности к группе,
  2. дают подросткам чувство безопасности.

Мифы становятся идейной основой жизнедеятельности эти двух чувств. Главная мысль такая: «Мифы широко используются группой для оправдания внутригрупповой агрессии группы и внешней агрессии группы«. Так, например, любое проявление насилия по отношению к «не членам группы» оправдываетя заверениями типа — «они предатели… мы должны защищать своих… мы должны заставить всех уважать нас«. Насилие, которое «одухотворенное» групповым мифом, переживается:

  1. как утверждение своей силы,
  2. как героизм,
  3. как преданность группе.

В то же время в отдельных случаях инициаторами агрессивного поведения могут быть отдельные подростки аутсайдеры, дезадаптированные в силу различных причин и предпринимающие попытки самоутвердиться с помощью агрессии.

Таким образом, агрессивное поведение достаточно обычное явление для детского возраста и подросткого возраста. Более того, в процессе социализации личности агрессивное поведение выполняет ряд важных функций. В норме агрессивное поведение:

  1. освобождает от страха,
  2. помогает отстаивать свои интересы,
  3. защищает от внешней угрозы,
  4. способствует адаптации.

В связи с этим можно говорить о двух видах агрессии:

  1. доброкачественно-адаптивной,
  2. деструктивно-дезадаптивной.

В целом для развития личности ребенка и развития личности подростка опасны не столько сами агрессивние проявления, сколько результат агрессивного проявления и неправильная реакция окружающих на агрессивное поведение. В случае когда насилие дает:

  1. внимание,
  2. власть,
  3. признание,
  4. деньги,
  5. другие привилегии (в информационном обществе это скорее является нематериальные активы по типу уважение со стороны других таких же агрессивных людей и это очень сильно может портить социальные инстиуты (детский сад, школа, армия, универистет, колледж, техникум, рабочие места на заводах, предприятиях)).

В случае когда насилие дает внимание, власть, признание, деньги и другие привилегии,

  1. у детей,
  2. у подростков,
  3. у взрослых неосознанных людей с большой вероятностью формируется поведение, основанное на культе силы (как раз таки 2022 году каждый человек мог убедиться в этом на практическом примере на территории Российской Федерации с 24.02), которое может составлять основу социального функционирования и взрослых людей (например, криминальных группировках). Стремление окружающих подавить агрессию силой нередко приводит к эффекту, противоположному ожидаемому.

1.1.4 Агрессивность у взрослых людей

У взрослых людей проявления агрессивного поведения более разнообразны, так как определяются преимущественно индивидуальными особенностями взрослых людей. В качестве индивидуально-личностных характеристик [Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб., 1997], потенцирующих агрессивное поведение, обычно рассматривают такие черты, как:

  1. боязнь общественного неодобрения,
  2. раздражительность,
  3. подозрительность,
  4. предрассудки (например, национальные),
  5. а также склонность испытывать чувство стыда вместо чувства вины.

Важную роль в поддержании склонности к насилию может играть убежденность какого-то конкретного человека в том, что сам этот конкретный человек является якобы единовластным хозяином своей судьбы (а иногда есть убжденность в том, что конкретный человек явлется единовласным хозяином судеб других людей), а также его положительное отношение к агрессии (как к «полезному явлению» или «нормальному явлению»). По факту такая убежденность есть ложь и самообман, ведь если человек до того момента, если вообще доживет и сможет понять этот момент, то ему будет очень больно, что он не смог осознать эту ложную убежденность раньше.

В научной психологии, которая является основой для социологии есть особая категория людей, которых называют экстремисты.

Экстремист — это человек, проявляющий агрессию либо крайне часто, либо в крайних формах.

Экстремисты, в свою очередь, отчётливо подразделяются на две группы:

  1. со сниженным самоконтролем,
  2. с повышенным самоконтролем.
  1. Экстремисты со сниженным самоконтролем по причине слабо развитых сдерживающих механизмов склонны к постоянному проявлению агрессии.
  2. Экстремисты с повышенным самоконтролем по причиние сильно развитых сдерживающих механизмов склонны воздерживаться даже от сильных провокаций, но проявлять крайние формы агрессии (вплоть до брутальных), когда внутренние ресурсы уже иссякают.

Другой особенностью, влияющей на агрессивное поведение личности, является способность личности переносить фрустрации. Как известно, под фрустрацией понимают состояние, вызванное препятствием:

  1. на пути удовлетворения потребности,
  2. на пути достижения цели.

По нулевой гипотезе (по предположениям) некоторых авторов именно фрустрация является одной из ведущих причин агрессивного поведения. В целом фрустрация — весьма распространенное явление, и люди существенно различаются по способности справляться с фрустрацией. Если же агрессивное поведение успешно способствует устранению фрустрации, то агрессивное поведение с большой вероятностью в соотвествии с законами научения. И еще проблему могут возникнуть в том случае, есди человек иеет повышенную чувствительность к фрустрации, а также если у человека не выработаны социально приемливые способы преодоления фрустрации.

1.2 Половой гендерный фактор

Если оценивать влияние другого — полового (гендерного) фактора, — то мужчины (мальчики) демонстрируют более высокие уровни прямой агресии и физической агрессии, а женщины (девочки) демонстрируют более высокие уровни косвенной агресии и вербальной агрессии. В целом мужскому полу приписывается большая склонность к физическому насилию, в то время как женщины чаще и успешнее прибегают к психологическому насилию.

При всей важности:

  1. возрастного фактора,
  2. индивидуального фактора,
  3. полового (гендерного) фактрора.

Ведущее значение в формировании агрессивного поведения, по нулевой гипотезе большинства исследователей, имеют социальные условия развития личности

2 Социальные условия развития личности

Одним из наиболее спорных и дискутируемых вопросов можно считать влияние средств массовой информации (СМИ) на агрессивное поведение личности.

Сторонники негативного влияния средств массовой информации (СМИ) исходят из того факта, что люди учатся вести себя агрессивно, прежде всего наблюдая за чужой агрессией. М. Хьюсманн с группой исследователей отслеживали корреляцию (зависимость) между просмотром телепередач и агрессивностю в течение 20 лет [страница 115,Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб.,1997]. М. Хьюсманн и его группа доказали факт, что тяжесть совершенных преступлений в возрасте 30 лет соответствует предпочтениям в телепередачах в возрасте 8 лет у людей, которых не сформировано была осознанность и уровень социалиазции был низким. Механизм формирования агрессивного поведения посредством телевидения и проплаченных блогеров на You-tube канале и других видеохостингах с большей вероятностью дает следующую причинно-следственную связь:

  1. чрезмерное увлечение просмотром телепереда или проплаченных блогеров
  2. агрессивные фантазии
  3. отождествление себя с персонажем
  4. усвоение агрессивного способа решения проблем и влияна на людей
  5. повторение агрессивных действий
  6. использование агрессии для разрешения проблем в межличностных отношениях
  7. подкрепление
  8. агрессивные привычки
  9. неразвитые социальные умения и учебные умения
  10. фрустрация
  11. чрезмерный просмотр телепередач или проплаченных блогеров

Это и есть по факту хождения по замкнутому кругу, по циклу. И самое страшное, что человек это даже не осознает. Надеюсь, теперь вы это четко поняли и уяснили. Хотите и дальше так, продолжайте в том же направлении. Вы ответственны за то, что будете делать после того как узнали вот прямо сейчас про эту информацию.

2.1 Формирование агрессивного поведения через наблюдение

Формирование агрессивного поведения через наблюдение возможно при выполнении нескольких условий. Условия научения через наблюдение:

  1. Во-первых, увиденное должно выглядеть реально и захватывать.
  2. Во-вторых, увиденное должно восприниматься именно как агрессия.
  3. В-третьих, агрессия перенимается, когда зритель отождествляет себя с агрессором, а потенциальный объект агрессии для конкретной личности ассоциируется с жертвой агрессии в фильме.
  4. В-пятых, в результате агрессии герой достигает цели и герой получает удовольствие, значимое для зрителя.

В целом просмотр агрессивных сцен, по предположение, а не строго доказанном факту (по нулевой гипотезе), не оказывает предполагаемого прямого негативного воздействия на большинство взрослых людей, поскольку само восприятие определяется совокупностью:

  1. внутренних условий,
  2. внешних условий.

Реакции людей на сцены насилия (как физического насилия, так и психологического насиля) могут быть самыми различными:

  1. отвращение
  2. неприятие,
  3. виртуализация (восприятие изображаемых событий как нереальных)
  4. только в некоторых случаях — восхищение или стремление подражать.

Факт остается фактом негативное влияние СМИ на детей и подростков, неосонанных взрослых людей вызывает справедливые опасения и требует специального изучения. И еще главная проблема заключается в том, кто владеет СМИ (бенефициар или собственник), поскольку у того, кто имеет право на слово в общественному месте, то они може использвать психологическое манипулирование и подавать информацию по опеределенной повестке, который может декларировать владелец СМИ (который заработную плату людям, которые транслируют его идеи). Например, в этом можно было убедиться и фактически понять, что СМИ разных стран, да и внутри самой страны СМИ стали очень по-разному освещать и заострять внимание на различных фактах одного и той же ситуации.

В то время как влияние средств массовой информации на поведение личности остается не вполне понятным, семья в настоящее время на территории Российской Федерации признается основным социальным источником формирования агрессивного поведения. Факт, что агрессия проявляется не только к врагам, незнакомым людям или конкурентам. Психологическое насилие или физическое насилие к сожалению частое явление для многих семей развивающихся стран (в их число входит и Российская Федерация, и Украина, и Белоруссия и другие). Формы проявления агрессии в семье разообразны. Это могут быть:

  1. прямое физическое насилие между родителями, между родителем и ребенком
  2. прямое сексуальное насилие между родителями, между родителем и ребенком
  3. холодность между родителями, между родителем и ребенком
  4. оскорбления между родителями, между родителем и ребеноком
  5. негативные оценки между родителями, между родителем и ребеноком,
  6. подавление личности между родителями, между родителем и ребеноком,
  7. эмоциональное непринятие ребенка между родителями, между родителем и ребеноком.

Члены семьи могут демонстрировать агрессивное поведение сами или могут подкреплять нежелательные действия ребенка, например выражая гордость победой ребенка в драке.

На становление агрессивного поведения ребенка влияют различные семейные факторы, а именно:

  1. низкая сплоченность семьи,
  2. конфликтность,
  3. недостаточная близость между родителями и ребенком,
  4. неблагоприятные взаимоотношений между детьмия,
  5. неадекватный стиль семейного воспитания

Если говорить про конкретные примеры, то это:

  1. родители, применяющие крайне суровые наказания,
  2. родители, использующие чрезмерный контроль своих детей (гиперопека),
  3. родители, не контролирующие занятия своих детей (гипоопека).

Именно при проявлении этих трех видов поведеия со своей стороны родители в будущем начнут сталкиваться с агрессией и с непослушанием со строны своих детей. Также есть такое нулевая гипотеза (такое предположение), что выраженное негативное влияние на ребенка оказывает агрессия отца по отношению к матери (физическое насилие или явное моральное унижение).

2.3.1 А. Бандура и Р. Уолтерс исследование «агрессии в семье»

А. Бандура и Р. Уолтерс [Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений. — М., 1999] посвятили изучению данного «семейного» вопроса специальное исследование и получили следующие данные.

Albert Bandura Psychologist.jpg
Альберт Банду́ра (англ. Albert Bandura4 декабря 1925МундареАльбертаКанада — 26 июля 2021[2]) — канадский и американский психолог, известный своими работами по теории социального научения (или социального когнитивизма), а также экспериментом с куклой Бобо.
Суть этого эксперимента заключалась в том, что дети копировали увиденные ими на экране телевизора агрессивные действия, следуя не командам, а лишь копируя эти действия.

Родители мальчиков с агрессивным поведением предъявляли меньше требования к достижениям детей в сравнение с родителями контрольной группы (под термином «контрольная группа» в данном случае является группа мальчиков без агрессивного поведения) и эти же родители мальков без агрессивного поведения меньше ограничивали детей в детстве. В то же время рассматриваемые подростки сильнее сопротивлялись воздействия родителей. Мальчики с агрессивным поведением были более привяазны к матерям, чем к отцам. Родители группы мальчков с агрессивным поведением чаще опиралсь на методы принуждения, в то время как в группе мальчиков без агрессивного поведения использовались методы развития внутреннего самоконтроля, например, убеждение.

Отцы агрессивных мальчиков характеризовались:

  1. резкостью,
  2. тенденцией часто наказывать детей.

Матери агрессивных мальчиков характеризовались:

  1. нетребовательностью при низкой общей согласованности требований,
  2. недостаточной сердечности взаимоотношений.

Агрессивные мальчики меньше идентифицировались со своими отцами. Агрессивные мальичики чаще отвечали отцам критичным отношением и враждебным отношением, чем группа мальчиков без агрессивного поведения. Всё это, по нулевой гипотезе, исследователей, затрудняло усовение родительской системы ценностей и выполнение требований родителей.

Изучая свзяь между социализацией подростков и семейными условиями подростков, А. Баднура и Р. Уолтерс выделили три основные особенности, определяющие поведение ребенка:

  1. готовность ребенка устанавливаться зависимыые (интимно-личностные) отношения,
  2. степень развития совести,
  3. силу мотивации к агрессии.

По предположению (по нулейвой гипотезе) авторов семья должна создать минимальные условия эффективной социализации [страница 35, Бандура А., Уолтерс Р. Подросткова агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений. — М., 1999].

2.3.1.1 Минимальные условия эффектиной социализации

1) Первым важное условие эффективной социализации является стимулирование мотивации привязанности, с помощью такой стимуляции ребенок научается:

  1. желать интереса окружающих людей,
  2. желать внимания окружающих людей,
  3. желать одобрения окружающих людей.

2) Второе важное условие эффективной социализации является «давление социализации» в форме последовательных требований и последовательных ограничений (при условии, что родители сами разделяют и соблюдают социальные нормы, так как если родители сами не разделяют социальные нормы, то давить социализацией бесполезно. Для этого достаточно привести пример высших образовательных учреждений постсоветского пространства (в Российсой Федерции, в Белоруссии, в Украине, в Славакии, в Латвии, в Литве), в которых должностые лица а именно (преподаватель, старший преподаватель, доцент, профессор) выступают в роли «родителя» для человека, который пришел получать высшее образование в роли «ребенка» — студента. И если учитель в роли «родителя» сам не выполняет требования и часто нарушает эти требования по отношений к «ребенку» — студенту вполне закономерно и логично, что и студент будет нарушать правила и списывать. Тоже замкнутый круг. Поэтому в университете преподаватели должны сами не списывать как при подготоке к семинара, практикам, контрольным работам, так и при защите магистерской, кандидатской или докторской диссертации.

Напротив, враждебные формы поведения закладываются в семье в результате:

  1. фрустрации потребности в родительской любви
  2. постоянного применения наказания (то есть преобладает методы применения наказания над методами поощрения желательного поведения),
  3. несогласованности требований со стороны родителей,
  4. демонстрации агрессии самими родителями.

Таким образом, в соответствии с «теорией асоциальной агрессии«, агрессивное поведение ребенка вызывается прежде всего:

  1. недостатком нежной заботы со стороны одного или обоих родителей,
  2. недостатком нежной привязанности со стороны одного или обоих родителей.

Фрустрация привязанности приводит к возникновению к ребенка постоянного чувства враждебности, поскольку ребенок развивается через подражаение значимым для ребенка взрослым (в том числе эмоциональным проявлениям взрослых). Установки и поведение, которые развились у ребенка в отношениях с родителями, впоследствии переносятся на других людей (одноклассников, учителей, супругов). Если проявление агрессии к конкретным людям перескается (или делается невозможным в силу иных причин), агрессия может смещаться на новый более безопасный (доступный) объект.

Следует уточнить, что в рассмотренных выше эспериментах участовали преимущественно мальчики. Большинство же исследователей отмечают и они 100% правы различное влияние плохого обращения в семье на детей разного пола. По мнению ряд авторов, девочки, к которым в детстве проявляли жестокость, более склонны к развитию мазохистического паттерна поведения, в то время как мальчики в этом случае чаще идентифицируют себя с агрессором и с большей вероятностью развиваются в садистическом направлении [страница 335, Кернберг О. Ф. Агрессия при расстройствах личности и перверсиях. — М., 1998].

Ещё одним доказательством в пользу гиптезы о ведущей роли семьи в происхождениии агрессивного поведения является известное обстоятельство, что у детей, воспитывающихся в детских учреждениях (в детских домах), также доминируют нарушения, связанные с агрессивностью (в отличин от усыновленных детей). В то же время не все дети, лишенные необходимой родительской заботы, становятся агрессивными. Другим следствием семейного сокращения либо полного лишения возможности удовлетворять основные потребности может быть:

  1. замкнутость,
  2. свехзависимость,
  3. излишняя готовность к подчинению или глубокая тревожность (исход, вероятно, зависит от степени депривации, возраста ребенка, конституциональных особенностей и других обстоятельств).

Таким образом, при неблагоприятном воздействии внутренних факторов и внешних факторов агрессивное влечение действительно приобретает формы агрессивности и устойчивого разрушитеьного поведения влпоть до общественно опасных форм. Но агрессия не обязательно должна приводить к отрицательным последствиям. Например, агрессия может не только смещаться на всё новые и новые объекты, но и замещаться (сублимироваться) в различных формах деятельности:

  1. бизнесе,
  2. учебе,
  3. спорте,
  4. лидерстве.

Естественно, логично, что в норме агрессия носит:

  1. оборонительный характер,
  2. служит выживанию.

Агрессия также выступает источником активности индивида:

  1. творческий потенциал,
  2. стремление к достижениям.

Личность может и должна уметь:

  1. распознавать различные проявления агрессии,
  2. выражать агрессию в социально-приемлемых формах,
  3. избегать насилия над другими или собой.

Управлять тем как именно будет развиться уровень собственной агрессии у каждого человека в отдельности — это дело личного выбора каждого осознанного человека, а задача овладения своей агресией — одна из труднейших психологческих задач вообще и очень мало людей кто справился с этой задачей. Этими людьми по факту можно гордиться. Ведь тот кто умеет управлять своей агрессией тот создает предпосылки для принятия решения в любых условия, где другие просто из того что поддатуться агрессии потеряют ход мысли.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.