Kazan
2636365
r6fil1@gmail.com

Условия формирования противоправного (делинквентного) поведения. Урок №24

Фонд "Pravda"

Условия формирования противоправного (делинквентного) поведения. Урок №24

  • 1. Введение
  • 2. Общие тенденции в формировании противоправного поведения
    • 2.1 Социальные условия
    • 2.2 Микросоциальные факторы, вызывающие противоправность (делинквентность)
    • 2.3 Индивидуальные детерминанты (детерминант — это фактор или элемент, обусловливающий то или иное явление)
    • 2.4 Возрастной фактор
    • 2.4.1 Группы подростков правонарушителей
    • 2.5 Конституциальный фактор
  • 3. Заключение

1. Введение

Несмотря на разнообразные общественные меры, направленные на побуждение граждан следовать установленным законам и правилам, множество людей ежедневно их нарушают. Нередко бывает трудно понять, почему вполне обычные с виду люди вдруг совершают серьезное преступление. Чаще всего это психически здоровые личности, в том числе дети и подростки.

При рассмотрении детерминации (границ) противоправных действий обычно говорят о совокупности внешних условий и внутренних причин, вызывающих подобное поведение. Беусловно, в каждом конкретном случае имеет место уникальное сочетание факторов, тем не менее можно определить некоторые общие тендеции в формировании делинквентного поведения.

2. Общие тенденции в формировании противоправного поведения

2.1 Социальные условия

Социальные условия играют определенную роль в происхождении противоправного поведения. К ним прежде всего относятся многоуровневые общественные процессы, а именно:

  1. слабость власти,
  2. несовершенство законодательства,
  3. социальные катаклизмы,
  4. низкий уровень жизни.

Согласно Р. Мертону [страница 202, Кутер П. Современный психоанализ. — СПб., 1997], некоторые люди не могут отказаться от противоправного (делинквентного) поведения, потому что в нынешнем обществе потребления подавляющее большинство людей любой ценой стремится:

  1. к доходу,
  2. к потреблению,
  3. у успеху.

Социальное условие №1: Людям, так или иначе «отодвинутым в сторону» от общественных благ, трудно достичь желанных целей легальным путем.

Социальное условие №2: Социальной условием формирования антиобщественного поведения конкретной личности также может быть склонность общества навешивать ярлыки. В ряде случаев устойчивое антиобщественное поведение формируется по принципу порочного круга:

  1. первичное преступление (или первичное делинквеность) или 1. случайно совершенное преступление — легкое преступление
  2. наказание
  3. опыт насильственных отношений ()
  4. последующие трудности социальной адаптации вследствие ярлыка «преступника»
  5. накопление социально-экономических трудностей
  6. вторичное преступление (или вторичная деликвентность)
  7. более тяжкое преступление

И этот цикл повторяется много раз.

Данное трагическое обстоятельство замечательно представлено в киноверсии тюремной драмы Стивена Кинга «Побег из Шоушенка» (1994 г., постановка Ф. Дарабонт). Главный герой фильма Энди Дюфрейн осужден на пожизненное заключение за убийство жены, которого он не совершал. Способность Энди Дюфрейна сопротивляться узаконенному насилию, его гениально подготовленный побег — незаурядное исключение из общего правила. Другой персонаж драмы — библиотекарь Брукс Хатмид, проведя 45 лет в тюрьме, безуспешно пытается совершить новое преступление, чтобы остаться «тюрьме». Он совершает самоубийство вскоре после «вынужденного» освобождения, не вынеся бремени свободы. В этом случае личность становится жертвой системы насилия и социальных стереотипов.

Более того, Петер Кутер [страница 203, Кутер. П. Современный психоанализ. — СПб., 1997] указывает на то, что многие законопослушные люди имеют агрессивно-криминальные имульсы, которые не реализуются ими в конкретных действиях, но проецируются на других людей, например, совершающизся правонарушения. Вследствие данных проективных процессов правонарушений могут чрезмерно строго оцениваться и насправедливо наказываться, что в свою очередь приводит к усилению отклонения.

Петер Куттер (Peter Kutter, 5 февраля 1930, Хайденхайме-на-Бренце, Германия — 6 мая 2014 года) — немецким врач, психоаналитик и профессор психоанализа.
Входит в состав Немецкого Психоаналитического общества (DPV). Занимался психоаналитической практикой с 1968 года. С 1974 года профессор психоанализа во Франкфуртском университете.

Социальное условие №3: Таким образом, общество само, как это ни парадоксально, «с помощью» неоправданных действий и чересчур сырьезных наказаний воспитывает преступников, от которых хотелось бы избавиться. Государство, провозглашая борьбу с насилием, само его использует (нередко еще в большем количестве) по отношению к провинившемуся. На 2022 год 86 стран мира имеют в законодательстве статью о смертной казни. В целом людям навязывается насильственный стереотип взаимоотношений. Представители власти преследуют противоправных (делинкветных) личностей, демострируя им свою силу так, как те поступали по отношению к своим жертвами. Возникает порочный круг, двигаясь по которому, делинквентные личности наносят вред себе и окружающим.

Социальное условие №4: Об особой роли социальной ситуации в детерминации преступного поведения свидетельствуют наблюдения за поведением людей в условиях тоталитарного режима. Петер Кутер [Кутер П. Современный психоанализ. — СПб., 1997] приводит результаты исследований Генри Дикса, изучавшего наследственность и развитие личности у ряда массовых убийц из германского СС (до и после их работы в концентрационнных лагерях). Было выявлено, что преступное поведение эсэсовцев, хотя и сопровождалось их различными расстройствами, но проявлялось только в социально санкционированных условиях — в периоды обучения и в периоды работы в конлагерях. До нацистского режим и после него изучаемые личности, не совершали преступлений.

Henry Victor Dicks (1900 – 12 July 1977) was a British psychiatrist. He drew on his wartime experiences, which included the medical care of Rudolf Hess, to develop views on authoritarian personality and the collective psychopathology of authoritarian regimes.

Существенную роль в происхождении противоправного (деликвентного) поведения играет микросоциальная ситуация. Формированию противоправного (деликвентного) поведения способствуют:

  1. асоциальное и антисоциальное окуржение (алкоголизм родителей, асоциальная и антисоциальная семья или компания людей);
  2. безнадзорность;
  3. неполная (отсуствует один из родителей) многодетная семья;
  4. внутрисемейные конфликты;
  5. хронические конфликты со значимыми другими.

Социальное условие №5: В. Н. Кудрявцев указывает на состояние отчуждения человека, применяющего противоправное поведение от своей среды, возникающее уже в раннем возрасте. Приведу следующие факты, 10% людей, которые применяет агрессию в своем поведении считали, что мать их не любила в детстве (в репрезентативной выброке (отражающей реальное положение дел за счет выборанных людей по различным признакам) — людей, которые не считали, что мать их не любила только 0,73%) [Кудрявцев В. Н. Генезис преступления: Опыт криминологического моделирования. — М., 1998].

Кудрявцев, Владимир Николаевич.jpg
Влади́мир Никола́евич Кудря́вцев (10 апреля 1923Москва — 5 октября 2007Москва) — советский и российский учёный-правовед, специалист в области криминологии и уголовного права, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РСФСР (1973), академик АН СССР (1984), академик РАН (1991), вице-президент Академии наук (1988—2001).

2.2 Микросоциальные факторы, вызывающие противоправность (делинквентность)

Логически обобщая и суммируя совокупность фактических литературных данных, можно перечислить следующие микросоциальные факторы, вызывающие противоправность (делинквентность):

  • 1. фрустрация детской потребности в нежной заботе и привязанности со стороны родителей (например, чрезвычайно суровый отец или недостаточно заботливая мать), что в свою очереь вызывает ранние травматические переживания ребенка;
  • 2. физическая жестокость или психологическая жестокость или культ силы в семье [это называется репрессиваная мораль на профессиональном языке психологов, социологов] (например, чрезмернео или постоянное применение наказаний);
  • 3. недостаточное влияние отца (например, при его отсутствии, при уходе его из семьи при причине того, что он не смог взять ответственность за ребенка из-за страха), затрудняющее своевременное развитие морального сознания;
  • 4. острая травма (болезнь, смерть родителей, насилие, развод) с фиксация на травматических обстоятельствах;
  • 5.
    • 5.1 потворствование ребёнку в выполнении желаний ребенка;
    • 5.2 недостаточная требовательность родителей, неспособность родителей выдвигать последовательно возрастающие требования или добиваться выполнения последовательно возрастающих требований;
  • 6. чрезмерная стимуляция ребенка — слишком интенсивные любовные ранние отношения к родителям, братьям и сёстрам. [Айхорн А. Трудный подросток. -М., 2001].
  • 7. несогласованность требования к ребенку со стороны родителей, вследствие чего у ребенка, вследствие чего у ребенка не возникает чёткого понимания норм поведения;
  • 8. смена родителей (опекунов);
  • 9. хронически выраженные кофликты между родителями (особенно опасна ситуация, когда либо жесткоий отец избивает мать, либо жестокая мать избивает отца);
  • 10. нежелательные личностные особенности родителей (например, сочетание нетребовательного отца и потворствующей матери);
  • 11. усвоение ребенком через научение в семье или в группе делинквентных ценностей (явных или скрытых);

Обычно, на первых порах, переживая фрустрацию, ребенок испытывает боль, которая при отсутствии понимания и смягчения переходит в разочарование и злость. Агрессия привлекает внимание родителей, что само по себе важно для ребенка. Именно привлечение внимание ведь важно для ребенка и вот здесь может возникнуть недостоверное научение и подкрепление, ведь когда ребенок видит, что он проявил агрессию, родители обратили на него внимание — это привычки подкрепляется. Кроме того, используя агрессию, ребенок нередко добивается своих целей, управляя окружающими ( Вы наверно часто замечали, что некоторые люди и во взрослом возрасте в различных учреждениях (армия, полиция, средние и высшие образовательные учреждения) применяют такое поведение, тем самым самоутверждаясь за счет окружающих людей). Постепенно агрессия и нарушение правил начинает систематически использоваться как способы получения желаемого результата. Делинквентное поведение подкрепляется.

В теоретическом исследование «Преступность несовершеннолетних: тенденции и перспективы» М. Раттер и Д. Гидлет [Ратттер М. Помощь трудным детям. — М., 1987.] эти два автора указывают на четкую связь в виде закономерности между особенностями раннего детского развития в семье и последующей степенью послушания индивида, но утверждают, что механизма такого влияния семьи по-прежнему неясны, то есть это лишь закономерность, а не строго экспериментально доказанный факт, на который можно опираться и обобщить для любого случая. Майкл Раттер также отметил корреляцию между социальными переменами и ростом преступности, вновь подчеркивая недостаточность знаний относительно механизма этой связи. На примере несовершеннолетних исследователи приходят к заключению, что для преступного поведения существуют множественные причины, включая:

  1. влияние сверстников,
  2. социального контроля,
  3. социального научения,
  4. биологических факторов
  5. ситуационных факторов.

С точки зрения Майкла Раттера абсурдно искать единственное объяснение или единую стратегию профилактики.

Раттер Майкл Ллевелин • Аутизм.Энциклопедия
Сэр Майкл Ллевеллин Раттер CBE FRS FRCP FRCPsych FMedSci ( 15 августа 1933 — 23 октября 2021) был первым человеком, назначенным профессором детской психиатрии в 
Соединенном Королевстве . 
Его называют «отцом детской психологии». 
Раттер 
был профессором психопатологии развития в 
Институте психиатрии 
Королевского колледжа Лондона и 
психиатром-консультантом в 
больнице
 Модсли . Эту должность он занимал с 1966 года до выхода на пенсию в июле 2021 года. 
68-й самый цитируемый психолог 20 века. 
Он умер от рака 23 октября 2021 года в возрасте 88 лет.

2.3 Индивидуальные детерминанты (детерминант — это фактор или элемент, обусловливающий то или иное явление)

Индивидуальные детерминанты противоправного (делинквентного) поведения представляют особый интерес для психологического анализа. Например, хорошо известен факт, что противоправное (делинквентное) поведение более характерно для мужского пола. Несмотря на рост женской преступности, относительные показатели женской преступности значительно ниже мужской преступности. Приведу релевантную статистику из факультета психологии МГУ, которая была выполнена в 1998 г. женские преступления составили 15% от общего числа зарегистрированных случаев совершения преступлений [Кудрявцев В. Н. Современные проблемы борьбы с преступностью в России // Вестник Российской академии наук. — 1999. — Т. 69. — №9. — страница 790-797].

Можно говорить о преступления, более свойственных женщинам или мужчинам. Такие деликты, как:

  1. убийство детей,
  2. проституция,
  3. воровство в магазинах,

Чаще совершают именно женщины.

Мужчины же чаще:

  1. угоняют автомобили,
  2. учиняют разбои,
  3. учиняют кражи,
  4. наносят телесные повреждения,
  5. убивают.

Существуют и типично мужские преступления, например износилование. Изнасилование — вид сексуального насилия, как правило, подразумевающий совершение полового акта одним или несколькими людьми с другим человеком без согласия последнего.

2.4 Возрастной фактор

Возрастной фактор определяет своеобразие поведения на разных этапах онтогенеза. Онтогене́з (от др.-греч. ὤν, лат. on > род. ὄντος, ontos «сущий» + γένεσις, genesis «зарождение») — это индивидуальное развитие организма.

Онтогенез делится на два периода:

  1. эмбриональный — от образования зиготы до рождения или выхода из яйцевых оболочек;
  2. постэмбриональный — от выхода из яйцевых оболочек или рождения до смерти организма.

Возрастная динамика (изменение) частоты (физическая величина, выражающая число повторений преступлений в единицу времени, в определённом отрезке времени) правонарушений проявляется следующим образом:

  1. возраст большинства преступников колеблется в пределах от 25 до 35 лет;
  2. количество преступлений неуклонно растёт от 14 до 29 лет;
  3. максимум совершения преступлений приходится на 29 лет;
  4. с 29 до 40 лет наблюдается постепенное снижение;
  5. после 40 лет преступления редки. [Кудрявцев В. Н. Современные проблемы борьбы с преступностью в России // Вестник Российской академии наук. — 1999. — Т. 69. — №9. — страница 790-797].

Очевидно, что об антисоциальном поведении (в отличии, например, от агрессивного поведения) имеет смысл говорить лишь по достижениии определенного возраста, не ранее 6-8 лет. В большинстве случаев, маленький ребенок не может достаточно осознавать свое поведение, контролировать поведение и соотносить с социальными нормами. Только в школе ребенок впервые и по-настоящему сталкивается с принципиальными социальными требованиями, и только начиная со школьного возраста от ребенка ождиается строгое следование основным правилам поведения. И тут у человека, который умеет мылсить критически возникает ряд логических вопросов, касающихся моральной чистоты:

— На каких основаниях составлены принципиальные социальные требования? — —

— Уважают ли эти принципиальные социальные требования, которые воспитатель так навязывает индивидуальности ребенка? В каком тоне воспитатель говорит эти слова (выражение социальных требований) ребенку?

— Дают ли эти приципиальные социальные требования раскрыть ребенку свойственный конкретно только для этого ребенка внутренний потенциал?

— Или наборот ребенок только замыкается в себе при воздействиии на него этих принципиальных социальных требований?

Подумайте об этом, вспомните какое было отношение к вам детском садике, школе, университете со стороны воспитателя, учителя, доцент-преподавателя?

Поставьте себя на место ребенка прежде чем ему навязывать и указывать на принципиальные социальные требования! Вы просто обязаны обладать уже сформировавшимся критическим мышлением, если у вас уже родился ребенок. А если же вы по глупости «залетели» (поэтому и говориться что нужно заниматься сексом только для продолжения рода, а не для того, чтобы удовлетворить свою похоть) и у вас еще не сформировано критическое мышление, то вы просто морально сломаете жизнь другому человеку, так как сами ещё не понимаете причинно-следственные связи. Вообще лучше не занимайтесь тогда сексом и не вступайте в половые отношения, если не сможете потом взять на себя ответственнность за жизнь ребенка (ведь в любой половом акте есть вероятность зачатия — помните об этом) как минимум до 18 лет. А самое главное если не сможете взять ответственность за его релевантное времени и месту воспитание , то отношение к нему по мере его возрастных изменений, ведь так вы только увеличиваете уровень безответственности за свои поступки и создаете предпосылки для того, чтобы ребенок либо попал в плохую компанию, либо потом ваш ребенок создал эту плохую компанию. Будьте внимательны в первую очередь к своим поступкам, а потом уже к поступкам ребенка, ведь вы сами и есть показатель эталон-поведения для вашего ребенка. От того как вы относитесь к ребенку в процессе его взросления: и происходит скорость развитие ребенка, когда он превращается в подростка, в юношу/в девушку в последствии будет относится к вам в будущем он будет. Родители обязаны всгеда быть честными и искренними с детьми какое бы финансовое положение и другие трудности их не постигали.

Большинство детей, подростков в процессе получения среднего образования (в школе, лицее, гимназии, в интернате, в кадетской школе) впервые и по-настоящему сталкиваются с принципиальными социальными требованиям, и только начиная со школьного возраста от ребенка ожидается строгое следование основным правилам поведения. А дальше все это продолжается в колледже, в техникуме, в университете, академии наук.

И самая главная задача любого государства — это проблема выяснить и составить такие основные правила поведения, которые бы основывались на ценностных установках и отражали действительно важные потребности и цели по факту и при этом основывались на научном мышлении, а не на психологических манипуляциях, не на религии, не на морально давлении.

Например, в высших образовательных учреждениях, где вместо доцентов («научных менеджеров») с суровым рабчим учебным — это коучинг и самоуправление, а вместо бально-рейтинговой системы (БРС), которые хоть и оправдана для контроля успеваемосит студентом, являющаяся по факту ключевым показателем эффективности (сокращенно КПЭ, это пришло от английского языка KPI — key performance indicators) при устройстве работы по найму — это цели и ценности каждого конкретного сотрудника. Этот пример является предпосылкой к созданию бирюзовых организаций.

Имеют место не только «количественные», но «качественные» особенности проявления противоправного (делинквентного) поведения в различном возрасте. Нарушения социального поведения на ранних этапах онтогенеза, вероятно, представляют собой проблемы психического развития ребёнка или невротические реакции, носящие преходящий характер. Например, воровство ребенка 5 лет может быть связано с

  1. гиперактивностью,
  2. невротической потребностью во внимании и любви,
  3. реацией на утрату близкого человека,
  4. задержкой в интеллектуальном развитии,
  5. невозможностью получить необходимое питание и вещи.

С момента поступления в школу ситуация принципиально изменяется — начинается этап интенсивной социализации личности в условиях возросших психических возможностей ребенка. С этого времени определенные действия ребенка действительно можно рассматривать как приближенные к противоправным дейсвтиям.

1. Младший школьный возраст

1) В младшем школьном возрасте (6-11 лет) противоправное (делинквентное) поведение может проявляться в следующих формах:

  1. мелкое хулиганство,
  2. нарушение школьных правил,
  3. нарушение дисциплины,
  4. прогулы уроков,
  5. побеги из дома,
  6. лживость,
  7. воровство.

Говоря фактами, именно социально-экономические отношения между людьми в стране Российская Федерация постоянно претерпивают кризис, что и способствовало росту противоправного (делинквентного) поведения, в том числе и в детской возрастной группе.

  1. обнищание части населения,
  2. распад социальных инстиутов общественного воспитания,
  3. изменение общественных установок.

Именно эти 3 фактора приводит к тому, что асоциальный ребенок беспризорного вида становится привычны героем городских улиц. Младшие школьники применяют такие вид противоправного (делинкентного) поведения:

  1. уличное хулиганство, а именно:
    • кражи,
    • вымогательство,
    • аферы возле банокматов.
  2. сочетается с бродяжничеством,
  3. употреблением наркотических веществ (алкоголь, сигареты, опиаты и другие поверхностно активные вещества).

Таким образм, в подобных случаях деткое отклоняющееся (девиантное) поведние переходит в противоправное (делинквентное) поведение в подростковом возрасте и во взрослом возрасте.

Для справки:

Кри́зис (др.-греч. κρίσις – суд, приговор, решение; поворотный пункт) — переворот, пора переходного состояния[1], перелом[2], состояние, при котором существующие средства достижения целей становятся неадекватными, в результате чего возникают непредсказуемые ситуации.Кризис проявляет скрытые конфликты и диспропорции. Может рассматриваться как самостоятельный феномен, внешний фактор (условие деятельности), политическая, социологическая или экономическая категория.

2. Подростковый возраст (12-17)

Противоправные действия в подростков возрасте (12-17 лет) являются еще более осознанными и произвольными. Наряду с «привычными» нарушениями, таким, как кражи и хулиганство — у мальчиков, кражи и проституция — у девочек, приобрели широкое распространение новые их формы:

  1. торговля наркотиками,
  2. рэкет,
  3. сутенерство,
  4. мошенничество,
  5. нападение на бизнесменов и иностранцев.

В 1998 г. было зарегистрировано около 190 000 несовершеннолетних преступников (10% от общего числа нарушителей закона) [Кудрявцев В. Н. Современные проблемы борьбы с преступностью в России // Вестник Российской академии наук. — 1999. — Т.69. — №9. — С. 790-797].

По статистке большая часть преступлений, совершенных подростками, — групповые. Так как в группе:

  1. снижается страх наказания,
  2. резко усиливаются агрессия и жесткость,
  3. снижается критичность к происходящему и снижается критичность к самому себе.

Наиболее показательным примером группового противоправного (делинквентного) поведения является «разгул» болельщиков после футбольного матча, среди которых молодые люди составляют большинство.

В. Н. Кудрявцев [Кудрявцев В. Н. Генезис преступления: Опыт криминального моделирования. — М., 1998] считает, что преступная карьера, в большнстве случаев, :

  1. начинается с плохой учёбы и отчуждения от школы (негативно-враждебного отношения к учёбе).
  2. затем происходит отчуждение от семьи на фоне семейных проблем и «непедагогических» методов воспитания.
  3. следующие шагом становится вхождение в преступную группировку и совершение преступления.

По имеющимся официальным статистическим данным 60% профессиональных преступников (воров и мошенников) начали этот путь в шестнадцатилетним (16 летнем) возрасте.

Кризис проявляет скрытые конфликты и диспропорции. Может рассматриваться как самостоятельный феномен, внешний фактор (условие деятельности), политическая, социологическая или экономическая категория.

2.4.1 Группы подростков правонарушителей

По детерминации можно выделить следующие группы подростков-делинквентов:

  1. Первую группу представляют подростки, у которых вследствие ряда причин оказываются не развитыми:
    • 1. либо не развиты высшие чувства, а именно:
      • совесть,
      • чувство долга,
      • ответственнность,
      • привязанность к близким.
    • 2. либо не развиты представления о добре и зле, что искажает эмоциональную реакцию подростков на тот или иной поступок.
  2. Вторую группу представляют подростки с гипертрофированными возрастными реакциями, что указывает на переходящий характер их оппозиционного поведения и антисоциального поведения (при прочих благопроиятных условиях)
  3. Третью группу представляют подроскти, которые устойчиво воспроизводит противоправное делинквентное поведение своего прямого окружения и для кого такое поведение является привычнонормальным
  4. Четвертую группу представляют подростки с психическими расстройствами и невротическими расстройствами (у них наряду с противоправным поведением присутствуют болезненные симптомы или признаки интеллектуального недоразвития).
  5. Пятую группу представляют подростки, сознательно выбирающие противоправное делинквентное поведение

Наиболее неблагоприятными прогностическими признаками (в плане дальнейшего формирования антиобщественного поведения) можно считать:

  1. отсутствие совести
  2. отсутствие чувства вины,
  3. патологическую лживость,
  4. потребительское отношение к людям,
  5. равнодушие,
  6. неряшливость,
  7. выраженную психпатологию.

2.5 Конституциональный фактор

Кроме полового и возрастного фактора, выделяется конституциональный фактор. Исследователи отмечают, что конституционалньые особенности вполне могут направить развитие личности в антисоциальную сторону. Например, влечения ребенка могут быть настолько сильными, что ребенок с трудом переносит состояние голода, под влиянием чего ребенок может начать воровать. Или существуют вероятно, выраженные индивидуальные различия в способности маленьких детей устанавливать близкие отношенрия [Айхорн А. Трудный подросток. — М., 2001, страница 54].

Вопрос о влиянии психопатологии (в любом возрасте — здесь возраст не определяющая причинно-следственная связь) на противоправное (деликвентное) поведение остается дискуссионным (спорным), так как нет доказательств, которые опираются на факт, есть только большее количество нулевых гипотез (предположений). Проблема соотношения психических отклонений и антиобщественного поведения — одна из самых сложных и запутанных в психиатрии, замечает В. В. Королёв [Королёв В. В. Психические отклонения у подростков-правонарушителей. — М., 1992,страница 5]. В качестве наиболее распространенных аномалий, сочетающихся с противоправным (делинквентным) поведением, называются:

  1. психопатия,
  2. алкоголизм,
  3. невротические расстройства,
  4. остаточные явления черепно-мозговых травм и ограничение заболевания головного мозга,
  5. интеллектуальная недостаточность. [Если хотите узнать на эту тему больше, то вот вам 3 книги:
    • 1. Кондрашенко В. Т. Отклоняющееся (девиантное) поведение подростков: Социально-психологические и психиатрические аспекты. — Минск, 1988
    • 2. Королев В. В. Психические отклонения у подростков-правонарушителей. — М., 1998.
    • 3. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — Л., 1983]

Люди, имеющие психические аномалии, проявляют сниженную способность осознавать свои действия и сниженная способность контролировать свои действия вследствие интеллектуальной патологии или эмоционально-волевой патологии. В то же время отклонения от медицинской нормы нельзя считать конкретными причинами, вызывающими преступные действия, хотя в ряде случаев они сочетаются.

При сочетании психического расстройства с определенными условиями можно ожидать возникновение патологического аффекта, существенно снижающего вменяемость человека, то есть способность осознавать свои действия и контролировать свои действия.

Многие авторы также рассматривают маломотивированные, нередко неожиданные для окружающих жестокие убийства именно как проявление патологического поведения Ю. Б. Можгинский [Можгинский Ю. Б. Агрессия у подростков: Эмоциональный механизм и кризисный механизм. — СПб., 1999] указывает, что в случае подобных преступлений, совершенных подростком без признаков психического расстройства до убийства, прослеживаются две основные патологические тенденции:

  1. нарушение аффектов (депрессии, дистимии),
  2. кризис личности (психопатическое развитие).

Данные нарушения безусловно сочетаются с конкретным социально-психологическим контекстом. Среди нарушений автор называет:

  1. конфликтную ситуацию,
  2. длительный стресс (например, затяжной конфликт в семье, период сдачи сессия не вовремя, с оставлением на последующую комиссию),
  3. влияние подростковой группы (групповых ценностей и групповых правил),
  4. комплекс неполноценности,
  5. незначительная внешняя угроза.

Х. Ремшмидт [Подростковый возраст и юношеский возраст: Проблемы становления личности. — М., 1994] в этиологии противоправного (делинквентного) поведения подростков выделяет:

  1. легкие эмоциональные повреждения без признаков других психических заболеваний;
  2. выраженные эмоциональные нарушения, которые манифестируются страхами, тоской или насильственным спобосом поведения.

Расстройства настроения в ряде случаев сочетаются с патологией влечений, например патологические поведение с:

  1. периодическим неодолимым влечением к поджогам (пиромания),
  2. периодическим неодолимым влечением к воровству (клептомания),
  3. К этому же ряду расстройств влечений относятся склонность к побегам и склонность к бродяжничеству.

В целом синдром нарушенных влечений характеризуется:

  1. импульсивностью,
  2. стойкостью,
  3. чуждостью для личности,
  4. неодолимостью.

Х. Ремшмидт, описывая депрессивных делинкветнов, говорит о чередовании состояний «усиления влечений и агрессии» и «абсолютной утраты влечений« [Психотерапия детей и подросткой / Под ред. Х. Ремшмидта. — М., 2000].

Приведенные данные позволяют говорить о том, что аффективный профиль является одним из наиболее значимых свойств личности, связанных с антисоциальным поведение и зависящих в свою очередь от совокупности внутренних факторов и внешних факторов.

Таким образом, по детерминаци поведения можно выделить несколько основых групп делинквентных личностей:

  1. ситуативный правонарушитель (противоправные действия которого преимущественно спровоцированы ситуацией);
  2. субкультурный правонарушитель (нарушитель, идентифицировавшиймся с групповыми антисоциальными ценностями);
  3. невротический правонарушитель (асоциальные действия котртого выступают следствием интрапсихического конфликта и тревоги);
  4. «органический» правонрушитель (совершающий противоправные действия впоследствие мозговых повреждений с преобладанием импульсивности, интеллектуальной недостаточности и аффективности);
  5. психотический правонарушитель (совершающий деликты вследствие тяжелого психического расстройства — психоза, помрачений сознания);
  6. антисоциальный правонарушитель (антиобщественные действия которые вызваны специфическим сочетанием личностных черт: враждебностью, неразвитостью высших чувств, неспособностью к близости).

3. Заключение

Таким образом, стало понятно как внешние и внутренние условия способствуют формированию противоправного (делинквентного) поведения. В 25 уроке рассмотрим решающую роль антисоциальной направленности личности в становлении противоправного (делинквентного) поведения — это специфическая (для каждого человека своя в индивидуальном порядке) мотивация.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.