Kazan
2636365
r6fil1@gmail.com

Психодинамические аспекты отклоняющегося (девиантного) поведения. Урок №18

Фонд "Pravda"

Психодинамические аспекты отклоняющегося (девиантного) поведения. Урок №18

Среднее время прочтения: 35 минут

  1. Введение
  2. Структурная модель психического аппарата
    1. Ид
    2. Эго
    3. супер-Эго
  3. Стадии психосексуального развития
  4. Эгопсихология
  5. Предпосылки в создании психологической теории, опирающейся на факты. Виды защит от возникающей тревоги
    1. Основные механизмы защиты
      1. Примитивная защита или первичная защита
      2. Зрелая защита или вторичная защита
    2. Сила Эго
  6. Теория объектных отношений
  7. Сэлф (Self) — психология
  8. Индивидуальная психология Альфреда Адлера
    1. Два основных способа преодоления чувства неполноценности
  9. Вывод

1. Введение

Вам нужно понимать два самых главных понятия, что разобраться в следующих понятиях данной статьи.

Психоло́гия (от др.-греч.ψυχή «душахарактер»[1]λόγος «учение») — гуманитарная[2]научная дисциплина[3], изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей. Тем не менее психология объединяет в себе гуманитарный и естественно-научный подходы.

Научная дисциплина — деятельность, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности.

Психодинамические теории, вышедшие из психоанализа Зигмунда Фрейда, расскрывают бессознательные механизмы человеческого поведения.

Sigmund Freud, by Max Halberstadt (cropped).jpg
Зи́гмунд Фрейд (правильная транскрипция — Фройд[5]; так как нем. Sigmund Freud, немецкое произношение: [ˈziːkmʊnt ˈfʁɔʏt]; полное имя Зигисму́нд Шло́мо Фройд, нем. Sigismund Schlomo Freud; 6 мая 1856, Фрайберг, Австрийская империя, ныне Моравскосилезский край, Чехия — 23 сентября 1939, Лондон, Англия, Великобритания) — австрийский психолог, психоаналитик, психиатр и невролог.

Описание отклоняющегося (девиантного) поведения в психоаналитических терминах требует предварительного введения в основные понятия и модели психической жизни.

Первоначально теория развития личности с точки зрения Зигисму́нда Шло́мо Фройда ( важное уточнение Зигисму́нд Шло́мо Фройд был человеком который теоретически систематизировал теорию развития личности в логически связанные слова и дал предпосылки и основы для появления нулевых гипотез (предположений) по бессознательным механизмам человеческого поведения).

В самом начале Зигисму́нд Шло́мо Фройд в своих тезисах теории разивития личности опирался на биологические основания и выделял в качество главного убеждения следующую нулевую гипотезу — первичны инстинктивные процессывнутренние требования. Зигисму́нд Шло́мо Фройд выделял два ведущих вида инстинктов:

  1. инстинкт жизни,
  2. инстинкт смерти.

То есть инстинкт к агрессии признавался с точки зрения это теории производным и главным проявлением инстинкта к смерти, то есть склонность к агрессии — это основная направленность, характерная для всех людей.

Зигисму́нд Шло́мо Фройд в психический жизни человека выделил:

  1. сознательные механизмы человеческого поведения,
  2. бессознательные механизмы человеческого поведения.

Бессознательные механизмы человеческого поведения включают то, что недоступно для сознания из-за подавления ( это и называется таким пафосным словом бессознательное), и то, что может легко перемещаться из бессознательного в сознание (это называется таким пафосным словом предсознание). Сознательное выступает составной частью психического аппарата ( то есть под словосочетанием «психический аппарат» имеется в виду представление, способствующее пониманию психической деятельности человека), чувственно-воспринимающей внутренние возбуждения и внешние возбуждения. Этот психический аппарат и делает эти внутренние возбуждения и внешние возбуждения осознаваемыми с помощью речи.

2. Структурная модель психического аппарата

Далее нужно разобраться, что имеется в виду под введением структуры психического аппарат. Структурная модель психического аппарата, согласно предположения Зигисмунда Шоломо Фройда, включает три системы:

  1. Ид,
  2. Эго,
  3. Супер-Эго [Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ. — М., 1989].

Психологическое благополучие личности зависит от того, насколько эффективно взаимодействуют эти три системы.

2.1 Ид

Ид — термин, который использовал Зигисмунд Фройд для обозначения той (большей части) психики, которая содержит:

  1. примитивные желания,
  2. примитивные импульсы,
  3. иррациональные стремления,
  4. комбинации «страх-желание»,
  5. фантазии.

Если давать интиутивное и не строгое определение:

Ид — это «хаос, который можно сравнить с котлом, наполненным эмоциями». Деятельность Ид направлена на обеспечение свободной разрядки возбуждения в соответствии с принципом удовольствия.

Ид довербально выражает себя:

  1. в образах и символах,
  2. не имеет понятия о:
    1. времени,
    2. морали,
    3. ограничениях или о том, что противоположности не могут существовать.

Зигисму́нд Шло́мо Фройд назвал этот примитивный уровень познания, продолжающий жить:

  1. в языке сновидений,
  2. в языке шуток,
  3. в языке галлюцинаций.

Этот примитивный уровень познания, выраженный в трех компнентах, называют первичным процессом мышления. Ид относительно неизменно и полностью бессознательно, но существование Ид и власть Ид могут быть выведены из дериватов — эмоций, мыслей и действий.

2.2 Эго

Эго — это имя тех функций, которые позволяют приспосабливаться к требованиям жизни и находить пути, доступные в пределах данной семьи в которой человек функционирует, для управления устремлениями Ид. Эго развивается непрерывно в течение всей жизни, но наиболее быстро Эго развивается в детстве, начиная с раннего младенчества. Эго функционирует в соответствии с принципом реальности и является основой вторичного процесса мышления ( а именно:

  1. последовательного мышления,
  2. логического мышления,
  3. мышления ориентированного на прогнозирование.

Таким образом, Эго является посредником между требованиями Ид и ограничениями среды в которой человек в данный момент находится. Эго имеет как сознательные аспекты, так и бессознательный аспекты. Сознательное аспекты Эго — то, что большинство людей понимает под термином «Собственное Я» или просто «Я», бессознательные аспекты Эго включает в себя защитные процессы.

В большинтве случаев, Эго оказывается слабее Ид, поэтому Эго преобразовывает желания Ид в действия так, как будто желания Ид являются собственными желаниями Эго. Не находящие выход чувства становятся источником внутреннего напряжения, требующие разрядки и ощущаемого как тревога. Зигисму́нд Шло́мо Фройд определял тревогу как специфическое состояние неудовольствия, как универсальную реакцию на опасностьреальную опасность или потенциальную опасность. Тревога может быть:

  1. реалистической (вызванной опасностью во внешнем мире);
  2. моральной (вызванной конфликтом с супер-Эго);
  3. невротической (вызванной конфликтом с инстинктивными импульсами Ид).

Тревога сигнализирует человеку о наличии структурного конфликта, который лежит в основе большинства поведенческих проблем и личных проблем. Если человек не решит этот структурный конфликт, то тревога будет нарастать и все больше будут возникать поведенческих проблем и личных проблем.

2.3 супер-Эго

Кроме Ид и Эго было введено понятие супер-Эго для той части психического аппарата, которая является отражением остаточного родительского влияния. Главной задачей супер-Эго, по мнению Зигисму́нд Шло́мо Фройд , является подавление требований Ид посредством морального влияния на Эго. Основными функциями данной психологического аппарата являются:

  1. идеал
  2. самонаблюдение
  3. совесть

В основе внутренних норм и внутрених запретов любого человека лежит прежде всего идентификации с родительскими фигурами. Фактически, первоначально ребенок прибгает к самоограничению из-за:

  1. или по причине боязни потерять любовь,
  2. или из-за опасения агрессии со стороны внешнего, родительского, авторитета.

А уже после ребенок начинает действовать, исходя из страха перед внутренним авторитетом — супер-Эго. По факут, действия, совершенные вопреки голосу совести, могут вызвать:

  1. чувства неполноценности,
  2. чувство вины,
  3. чувство потребности в наказании.

Таким образом, личностные проблемы эквивалентно (равнозначно) могут быть одним из двух вариантов:

  1. или следствием недостаточно сформированного супер-Эго,
  2. или следствием слишком жеского супер-Эго.

Например, суицидальное поведение нередко формируется на фоне депрессивного состояния, вследствие потери любимого человека. Некоторые люди (Яркий пример поведения Алексея Октябриновича Балабанова после смерти Сергей Сергеевича Бодрова. Алексей Октябринович сильно переживал по этому поводу, что в итоге сам погиб от такой потери) в такой ситуациия в такой ситуации вместо «нормальной» печали переживают особое состояние меланхолии (депрессию) с резким ухудшением самочувствия и обеднением Я.

Алексей Балабанов: «Так оказалось, что я здесь живу» – Журнал «Сеанс»
Алексе́й Октябри́нович Балаба́нов (25 февраля 1959СвердловскРСФСРСССР — 18 мая 2013СестрорецкСанкт-ПетербургРоссия) — советский и российский кинорежиссёрсценарист и продюсер, член Европейской киноакадемии[2]. Один из создателей кинокомпании «СТВ». Автор серии фильмов «Брат» и других известных работ, среди которых «Война», «Жмурки», «Груз 200», «Морфий», «Кочегар» и «Я тоже хочу». Обладатель премии «Ника» за режиссёрскую работу в картине «Про уродов и людей».
Сергей Бодров-младший: фото, биография, фильмография, новости - Вокруг ТВ.
Серге́й Серге́евич Бодро́в (27 декабря 1971МоскваРСФСРСССР — 20 сентября 2002Кармадонское ущельеСеверная ОсетияРоссия), также известный как Серге́й Бодро́в-мла́дший, — советский и российский киноактёркинорежиссёрсценарист и телеведущийкандидат искусствоведениялауреат Государственной премии Российской Федерации (1997).
Исполнитель главных ролей в фильмах «Кавказский пленник» (1996), «Брат» (1997), «Стрингер» (1998), «Восток-Запад» (1999), «Брат 2» (2000) и «Медвежий поцелуй» (2002); ведущий телепрограмм «Марафон-15», «Взгляд» и первого сезона проекта «Последний герой»; режиссёр и автор сценариев фильмов «Сёстры» (2001) и «Связной» (не завершён, 2002); сценарист фильма «Морфий» (вышел в 2008).
С 20 сентября 2002 года Бодров официально считается пропавшим без вести вместе со съёмочной группой во время схода ледника Колка в Кармадонском ущелье Северной Осетии, где проводились съёмки фильма «Связной». Всего ледник скрыл под собой более 120 человек и две турбазы.

Объект любви может умереть не реально, то есть внешнем мире, а во внутреннем мире человека. Зигисму́нд Шло́мо Фройд говорио: «Объект утерян как объект любви. При печали обеднел окружающий мир, при меланхолии обеднло само Я«. [Фрейд З. Печаль и меланхолия // Психология эмоций. — М., 1984]. Человеческое Я становится недостойным, ни к чему не годным, потерявшим самоуважение: так как Я подвергается жесткой критике супер-Эго. При этом на самом деле самоупреки мало подходят к личности самого человека, но при внимательном рассмотрении вполне приминимы к любому лицу. Имеет место идентификация — отождествление Я с оставленным объектом любви. Потеря объекта любви превратилась в потерю Я, а критка объекта любви превратилась в самокритку. Если любовь, от которой невозможно отказаться (в то время как от реального объекта отказываются) нашла себе выход в нарцисстическом отождествлении (под термином «нарцисстическом отождествлении» имеется в виду внутрений объект любви, то есть проще говоря любовь человека к самому себе), то по отношению к внутреннему объекту любви проявляется ненависть. Именно внутреннему объекту любви причиняется страдание вплоть до садистического удовлетворения. «Только садистическое удовлетворение разрешает загадку склонности человека к самоубийству», — именно так написано в оригинале работе . Зигисму́нд Шло́мо Фройд [Фройд З.Печаль и меланхолия. // Психология эмоций. — М., 1984].

3. Стадии психосексуального развития

Становление личности рассматривалась Зигисму́ндом Шло́мом Фройдом как стадии психосексуального развития. Это последовательное прохождение стадий, на которых внимание оказывается направленным преимущественно на определенный участок тела:

  1. от оральной фазы (От момента рождения до 1,5 лет),
  2. через анальную фазу (от возраста в 1,5 лет — 3,5 года),
  3. через фаллическую фазу (от 3.5 лет  — 6 лет),
  4. через латентную фазу (от 6 — 12 лет)
  5. к генитальной фазе (12 — 17 лет).

Если говорить по факту, то классическая академическая теория драйвов (или теория проявлений инстинктов) вывинула постулат (то есть утверждениепринимаемое без доказательств, и служащее основой для построения какой-либо научной теории): «Если ребенок чрезмерно в фрустрации базовых потребностей (получает препятстивия на пути удовлетворения базовых потребностей) или получает чрезмерное удовлетворение базовых потребностей на какой-либо стадии своего психосексуального развития, то ребенок будет фиксирован на данной стадии своего психосексального развития».

Характер понимался как выражение подобной фиксации. Нарушения характера, а следовательно, и поведения человека также объяснялись такой фиксацией. Приведу пример, подтверждающие слова выше.

Если человеком пренебрегают в возрасте примерно полутора 1.5 лет ( этот возраст на профессиональном жаргоне научного стиля называют «оральная фаза развития человека» возможно если ли чересчур много думаете о половых отношениях эта фраза может вас смутить) либо чрезмерно потворствуют на этой стадии развития, то это может вызвать формирование депрессивного склада личности. В зависимости от того на чем был фиксирован человек и что кажется в нём центральным, его характер описывали как фиксированным на определенном этапе своего развития:

  1. либо в оральной фазе (От момента рождения до 1,5 лет),
  2. либо в анальной фазе (от возраста в 1,5 лет — 3,5 года),
  3. либо в фаллической фазе (от 3.5 лет  — 6 лет),
  4. либо в латентной фазе (от 6 — 12 лет),
  5. либо в генетальной фазе (от 12 до 17 лет).

4. Эгопсихология

Самые последние работы, которые создавала Зигисму́нд Шло́мо Фройд являются основой к развитию такого направления в психоанализе, как эгопсихология, рассматривающего процессы, которые сегодня объединяются общим понятием «защита». Говоря проще, каждый человек пытается понять человека, исходя из конфликтной фазы развития, а значит можно классифициорвать людей в соответствии с характерными для людей способами справляться с тревогой.

С момента рождения и достаточно длительное время ребенок остается беспомощным и зависимым, в результате чего возникает ощущение опасности, связанное со страхом потерять объект любви (значимого взрослого). Этот страх, в свою очередь, порождает потребность быть любимым. Эго ребенка относительно слабо, на этой стадии потеря объекта ли потеря любви могут породить тревогу, которая сохранится на более поздных стадиях. Позднее главными источниками тревоги становится:

  1. страх кастрации (на фаллической фазе, то есть от 3,5 лет до 6 лет),
  2. страх перед супер-Эго (на латентной фазе (от 6 лет до 12 лет) и после его окончания, когда начинается генетальная фаза (от 12 до 17 лет )).

5. Предпосылки в создании психологической теории, опирающейся на факты. Виды защит от возникающей тревоги

Представление о том, что основной функцией Эго является защита собственного Я от тревоги, было развито Анной Фрейд в классической работе «Психология Я и защитные механизмы» (1936 год).

Анна Фрейд - основоположница детского психоанализа
Анна Фрейд (нем. Anna Freud3 декабря 1895Вена — 9 октября 1982Лондон) — британский психолог и психоаналитик австрийского происхождения, младшая дочь основателя психоанализа Зигмунда Фрейда. Наряду с Мелани Кляйн считается основателем детского психоанализа.

Защитные механизмы работают бессознательно и становятся частью индивидуального стиля борьбы с трудностями. [Фрейд. А. Психология Я и защитные механизмы. — М., 1993].

То, какие защиты механизмы преобладают у данного человека от взаимодействия следующих факторов:

  1. врожденный темперамент этого человека, когда он еще был ребенком;
  2. природа (происхождение) стрессов, пережитвых в раннем детстве для этого человека;
  3. формирование защитные стили пододных защитным стилям родителей и других значимых людей для этого человека;
  4. опыт использования защит в жизни (подкрепления).

5.1. Основные защитные механизмы :

  1. подавление (вытеснение) — психологический процесс, с помощью которого неприемлимый импульс или неприемлимая идея становятся бессознательными (главный скрытый механизм, лежащий в основе других видов защиты).
  2. отрицание -это психологический процесс игнорирования какого-либо требования внешнего мира, вследствие болезнности требования для индивида;
  3. проекция — это психологический процесс, с помощью котрого неприемлимые для индивида побуждения или представления приписываются внешнему миру.
  4. формирование реакции — психический процесс обращения импульса в противоложное значение (например, вытесненную ненависть к матери в чрезмерную заботу о матери).
  5. регресс — возврат к менее зрелому уровню развитию. (Например, люди идут получатҗ 5 или 6 высших образований в бакалавриате только для того, чтобы самоутвердиться в дальнейшем не проработав какую-то психологическую травму, которое произошла в момент обучению на лекции, семинаре или наоборот какое самоутверждение).
  6. сублимация — направление инстинктивных имупульсов (сексуальные желания, агрессивность) в социально приемлимое русло, например в интеллектуальную сферу (получение высшего образования, дополнительное профессиональное обучение), в творчество.

На 2022 год в официальной психологии, которая опирается на психологические факты принято деление защитных механизмов на:

  1. примитивную защиту ( или еще используют синонимы первичная защита или архаичная защита);
  2. зрелая защиты ( или еще используют синонимы вторичные защита или «интеллекуальная» защита).

5.1.1 Примитивная защита или первичная защита

Среди примитивных защит выделяют:

  1. примитивную изоляцию,
  2. отрицание,
  3. всемогущий контроль,
  4. примитивную идеализацию и обесценивание,
  5. проекцию,
  6. интроекцию,
  7. проективную идентификацию,
  8. расщепление,
  9. диссоциацию. [страица 130, Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика. — М., 1998.].
Нэнси Мак-Вильямс в Санкт-Петербурге
Нэ́нси Мак-Ви́льямс (англ. Nancy McWilliams; род. XX век[1]) — американский психолог и психоаналитик, специалист по психологии личностиДоктор философии по психологии. Приглашённый профессор психоаналитической теории и терапии в Высшей школе прикладной и профессиональной психологии Ратгерского университета[2]. Бывший президент отделения психоанализа в Американской психологической ассоциации. Внештатный редактор журнала «The Psychoanalytic Review» и член редакционной коллегии журнала «Psychoanalytic Psychology»[3].

Давайте к каждому пункту приведем примеры примитвной защиты, которые описала Нэнси Мак-Вильямс по каждому из условно названных 9 пунктов:

1) Примитивная изоляция. Среди примитивной защиты можно привести примтивную изоляции могут служить ситуации, когда младенец попросту засыпает, то есть автоматически переходит в другое состояние сознания от перевозбуждения или от неудовольствия, происходящей вокруг него ситуации. Во возрослой же жизни (от 16 лет) стремление избегать напряжения может проявиться в склонности использовать с этой бессознательной целью аддиктивное поведние( химические вещества, сексуальные аддикции и так далее).

2) Отрицание. Другим примером примитивной защиты среди выделенных будет поведение человека с зависимостью к алкоголю (тоже является нароктиком), упорно отрающего наличие проблемы и убежденнного в том, что он контролирует ситуацию. В данном случае включается такой защитный механизм, как отрицание. Это реакция — отзвук архаического процесса, уходящего в препосылками в детский эгоцентризм, когда познанием управляет дологическая убежденность: «Если я не признаю этого, значит, это не случилось».

3) Всемогущий контроль

4) Проекция и 5) Интроекция. В большинстве случаев проекция и интроекция лежит в основе таких проявлений, как:

  1. садизм,
  2. эксплозивность (синоним взрывная реакция на какое-то событие),
  3. депрессия в случае смерти близкого человека.

6) Проективная идентификация В ситуации страха большинство людей пытаются овладеть негативными чувствами и перенимают качества мучителя (или говоря говоря в научном стиле начинают проективно идентифицировать себе со качествами мучителя).

Какое можно исходя из этого сделать обобщение?

Ответ:

Таким образом, использование примитивных защит как бессознательного механизма снятия тревоги может приводить к психологическому избеганию или малопродуктивному отвержению беспокоящих факторов жизни.

5.1.2 Зрелая защита или вторичная защита

Если говорить про зрелую защиту (или вторичную защиту), то формируется она на более поздних этапах психосексуального развития и является относительно более продуктивными — способствующими лучшему разрешению внутренних конфликтов и лучшей адаптации к реальности, а именно:

  1. вытеснение,
  2. регрессия,
  3. изоляция,
  4. интеллектуализация,
  5. рационализация,
  6. морализация,
  7. раздельное мышление,
  8. поворот против себя,
  9. смещение,
  10. реактивное образование,
  11. соматизация,
  12. аннулирование,
  13. реверсия,
  14. идентификация,
  15. отреагирование вовне,
  16. сексуализация,
  17. сублимация [страница 155, Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика. — М., 1998]

В целом явления, которые называют психологическими защитами, имеют множество полезных функций. Психологическая защита может:

  1. может проявляться в форме здоровой адаптации и в творчестве, то есть через сублимацию
  2. может защищать Я от какой-либо угорзы.

Личность, чье поведение демонстрирует защитный характер, бессознательно стремится выполнить одну из следующих задач:

  1. избежать некотого угрожающего мощного аффекта (например, тревоги или горя) или овладеть некоторым угрожающим мощным аффекта;
  2. сохранить самоуваение;
  3. уйти от внешней опасности.

5.2 Сила Эго

Важная роль Эго в процессе развития личности отражена в понятии «сила Эго«.

Сила Эго — это способность личности к восприятию реальности, даже когда реальность неприятна (без привлечения примитивных защит, подобных отрицанию).

Сила Эго проявляется, как указывает О. Кернберг, в хорошей толерантности к тревоге, в контроле импульсов и сублиматорной деятельности. [Кернберг О. Ф. Агрессия при расстройствах личности и перверсиях. — М., 1998]

Автор: Кернберг Отто Фридманн - 2 книги - Читать, Скачать - ЛитМир
О́тто Фри́дманн Ке́рнберг (нем. Otto Friedmann Kernberg; родился 10 сентября 1928 года, в Вене) — один из крупнейших и наиболее известных современных психоаналитиков.

Проблемы личности и поведенческие проблемы личности появляются тогда, когда:

  1. или защиты неадекватны,
  2. или недостаточны для нормальной адаптации.

Зигисму́нд Шло́мо Фройд в более поздних работах рассматривал психопатологию как состояние, при котором:

  1. защиты не работают,
  2. когда тревога ощущается, несмотря на привычные средства борьбы с тревогой,
  3. когда поведение, маскирующее тревогу, является саморазрушительным в долгосрочной перспективе.

6. Теория объектных отношений

В соответствии с психоаналитическими представлениями существенную роль в динамике внутренних конфликтов играют родители, выступающие главным объектом в мире ребенка. Представители более позднего направления в психоанализе — теории объектных отношений последовательно развивают идею о связи психологических проблем с неблагополучие в объектных отношениях. Огромное значение имеет то:

  1. как ребенок переживает отношения с родителями,
  2. какие чувства значимых объектов интернализируются ребенком,
  3. какие образы родителей продолжают существовать в бессознательном ребенка, которые будут влият на личность на протяжении всей её жизни. [страница 226, Психоаналитические термины и понятия. — М., 2000].

7. Сэлф (Self) — психология

С точки зрения концепция (психология собственного Я) или Сэлф-психологии в которой защита рассматривается как средство поддержания непротиворечивого, позитивного чувства собственного Я. Самоуважение несомненно влияет на поведение человека. Например, два человека с одинаковыми суицидальными намерениями могут различаться по субъектным переживаниям, назовем их первый человек и второй человек.

Допустим первый человек ощущает себя плохим, испытывает чувство вины за своё некчёмное существование. На языке теории объектных отношений этот первый человек переполнен интернализированными объектами, говорящими, что он плох.

Допустим второй человек ощущает себя не столько аморальным, сколько внутренне пустым, дефектным, безобразным. Субъективно этот второй человек лишен интернализированных внутренних объектов, которые могли бы направить его.

С точки зрения как практических психоаналитических подходов, которые стремятся отражать действительность с каждым разом все точнее , вышедших из классического психоанализа (в профессональном жаргоне то, что идет поосле классического психоанализа называют неофрейдизм от латинского нео «новый»), существуют ещё несколько тезисно выстроенных теорий, оказавших существенное влияние на современное понимание характера человека и поведение человека. Эти теории включают следующие идеи:

  1. аналитической психологии Карла Густава Юнга,
  2. индивидуальной психологии Альфреда Адлера,
  3. теории травмы рождения Отто Ранка (Розенфельд),
  4. трансактного анализа Э́рик Ле́ннард Берна
Карл Юнг - Швейцарский Психолог - Биография
Ка́рл Гу́став Юнг (нем. Carl Gustav Jung [ˈkarl ˈgʊstaf ˈjʊŋ]; 26 июля 1875, КесвильТургау, Швейцария — 6 июня 1961, Кюснахткантон Цюрих, Швейцария) — швейцарский психиатр и педагог, основоположник одного из направлений глубинной психологии — аналитической психологии. С 1907 по 1912 год был близким соратником Зигмунда Фрейда.
Задачей аналитической психологии Юнг считал толкование архетипических образов, возникающих у пациентов. Юнг развил учение о коллективном бессознательном, в образах (архетипах) которого видел источник общечеловеческой символики, в том числе мифов и сновидений («Метаморфозы и символы либидо»). Цель психотерапии согласно Юнгу — осуществление индивидуации личности[7].
Также получила известность концепция психологических типов Юнга.
Альфред Адлер /Альфред Адлер/ фотография
Альфред А́длер (7 февраля 1870РудольфсхаймВенаАвстро-Венгрия — 28 мая 1937АбердинШотландияВеликобритания) — австрийский психологпсихиатр и мыслитель, создатель системы индивидуальной психологии. Его собственный жизненный путь, возможно, явился важным подспорьем в создании концепции индивидуальной теории личности.
Отто Ранк: теория первичной травмы
О́тто Ра́нк (нем. Otto Rank, настоящая фамилия Розенфе́льд22 апреля 1884Вена — 31 октября 1939Нью-Йорк) — австрийский психоаналитик, один из ближайших учеников и последователей Фрейда. Занимался теорией сновидений, соотнося материал сновидений с мифологией и художественным творчеством. Наиболее известна его монография «Травма рождения и её значение для психоанализа», в которой он указывает, что изгнание плода из материнского чрева является «основной травмой», определяющей развитие неврозов, и что каждому человеку присуще подсознательное стремление возвратиться в материнское лоно. Фрейд не разделял этой концепции.
Эрик Берн /Эрик Берн/ фотография
Э́рик Ле́ннард Берн (англ. Eric Lennard Berne, наст. имя: Леонард Бернстайн10 мая 1910МонреальКанада — 15 июля 1970) — американский психолог и психиатр. Известен прежде всего как разработчик трансакционного анализа и сценарного анализа. Развивая идеи психоанализа, общей теории и метода лечения нервных и психических заболеваний, Берн сосредоточил внимание на «трансакциях» (от англ. trans- — приставки, обозначающей движение от чего-то к чему-либо, и англ. action — «действие»), лежащих в основе межличностных отношений. Некоторые виды трансакций, имеющие в себе скрытую цель, он называет играми. Берн рассматривает три эго-состояния: Взрослый, Родитель и Ребёнок (которые не являются фрейдовскими ЯСверх-Я и Оно). Вступая в контакт с окружающей средой, человек, по мнению Берна, всегда находится в одном из этих состояний.

Для объяснения отклоняющегося поведения личности наиболее точной и полезной в прикладном значении оказалась теория Альфреда Адлера.

8. Индивидуальная психология Альфреда Адлера

Индивидуальная психология как научная дисциплина создает предпосылки для понимания психолоигческих причин многих форм отклоняющегося поведения. А. Адлер считал основым фактором, определяющим развитие индивидуальности, главную жизненную цель. В общем виде — это цель достижения превосходства над другими людьми. Конкретное содержание этой цели может быть многообразно:

  1. стремление к образованности,
  2. стремление к красоте,
  3. стремление к богатству,
  4. стремление к сила,
  5. стремление к известности,
  6. стремление к власти.

Цель достижения превосходства возникает в самые ранние годы жизни как реакция на чувство неполноценности, которое в свою очередь вызывается переживанием своей слабости. Слабость переживается как чувство неполноценности. Чувство неполноценности, по мнению (по нулевой гипотезе) Альфреда Адлера, впервые возникает в 3-5 лет. Чувство неполноценности усиливают два фактора:

  1. врожденные дефекты
    1. ослабленность здоровья,
    2. физические недостатки,
    3. слишком маленькие рост.
  2. недостверное воспитание ребенка в семье ( «неправильное воспитание» не люблю это словосочетание, потому что большинство русскоговорящей аудитории людей понимают словосочетание «неправильное воспитание» не то значение, которое имеется в виду, поэтому точнее будет использовать слово «релевантное тому возрасту ребенка», так как ребенок растет и в соответствии с возрастом ребенка меняется его мировосприятие и позор тем родителями, которые не могут адаптироваться под тот факт, что мир не стоит на месте и нужно постоянно учиться, чтобы понимать своего ребенка, подростка, молодого человека и так далее это ваша стратегическая задача, если конечно хотите чтобы семья оставалась в мире и согласие, а также внутри семьи было взаимопонимание между её членами).
    1. сверхпотворство ребенку,
    2. недостаток любви к ребенку.

Главный вывод: чувство неполноценности обратно пропорционально тому, как ребенок справляется с требованиями среды. [Адлер А. Практика индивидуальной психологии и теория индивидуальной психологии. — М., 1993].

В норме направленность на цель достижения превосходства гармонично сочетается с направленностью на цель сотрудничество с другими людьми (на основе чувства общности), так что личные достижения человека служат улучшению общественной жизни людей в целом. Любому человеку не незнаком, то есть знаком внутренний конфликт между чувством неполноценноти и порождаемым чувством неполноценности стремление к самоутверждению (то есть к совершенству и превосходству).

Возможны два основных способа преодоления ощущения неполноценности:

  1. компенсация (уменьшение проявления нарушенных свойств за счёт усиленного развития сохранных),
  2. сверхкомпенсация недостатков (усиленная тренировка нарушенного свойства до уровня сверхфункционирования).

Врожденное социальное чувство также компенсирует слабость человека. Люди используют различные пути для компенсации чувства неполноценности. Одни пытаются подавлять других или используют насилие. Другие прибегают к «легальным» способам — объединению в группы, успеху, власти.

При недостаточной компенсации или извращенной компенсации чувство неполнеценности переживается особо остро и переходит уже в комплекс неполноценности. Это совокупность установок, представлений или поступков, выражающих в замаскарированном виде чувство неполноценности. А. Адлер распространил данный механизм на широкий круг аномальных явлений и нормальных явлений. Комплекс неполноценности одновременно является как причиной серьезных проблем, так и внутренним стимулом для личностноо развития.

В случае нарушенного поведения комплекс неполноценности сочетается с неадекватной жизненной установкой и неразвитым социальным чувством. У аномальной личности доминирующей идея превосходства, которое настолько выражено, что практически полностью препятствует появлению и развитию чувства общности. Такой человек воспринимает людей как средство достижения личных выгод, видит в обществе враждебную силу, не хочет и не может сотрудничать с другими людьми. Эта конфронтация проявляется в гипертрофированной реакции протеста против любых требований общества:

  1. уважать других людей,
  2. говорить правду самому себе и другим людям,
  3. учиться и работать,
  4. признавать правоту другого,
  5. быть благодарным,
  6. и так далее…

Идея превосходства побуждает:

  1. к действиям подчинения других,
  2. к действиям принижения других,
  3. к действиям дискредитации других.

В итоге формируются устойчивые негативные черты личности:

  1. нетерпимость,
  2. зависть,
  3. самомнение,
  4. подозрительность.

Эти четыре черты личности являются определяющими как поведение личности, так и жизненный путь личности в целом.

9. Выводы

Таким образом, были проанализированы психодинамические концепции, которые дали вам возможность понять причинно-следственные связи механизмов личностного функционирования. психодинамические концепции, которые отражают психологические факты прежде всего позволили ответить в первом приближении на вопросы:

— Почему люди ведут себя определенным образом?

— Каково побуждение (мотивация) поведения человека и как это побуждение формировалось?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.