Kazan
2636365
r6fil1@gmail.com

Девиатное (отклоняющееся) поведение как результат научения. Урок №19

Фонд "Pravda"

Девиатное (отклоняющееся) поведение как результат научения. Урок №19

  • 1. Введение
  • 2. Анализ поведенческой психологии (или анализ бихевиориальной теории или анализ бихевиоризм)
    • 2.1 Основные положения поведенческой психологии;
    • 2.2 Первый закон поведенческой психологииклассическое обусловливание по Иван Петровичу Павлову;
    • 2.3 Второй закон поведенческой психологии — обусловливания и принципы поведенческой психологии по Джону Бродесу Уотсону;
    • 2.4 Механизм оперантного обусловливания по Бе́рресу Фре́дерику Ски́ннеру
      • 2.4.1 Про общеприменимый (генерализированный) обусловленно подкрепляющий стимул;
        • 2.4.1.1 Три конкретных способа угашения поведения
    • 2.5 Реципрокное торможение прикладного психолога Джозефу Вольпе;
    • 2.6 Теория инкубации реакций тревоги (усиления) Ганса Юргена Айзенка;
    • 2.7 Социально-когнитивная теория или теория социального научения Альберт Бандура;
    • 2.8 Когнитивная модель Аарона Бека и рационально эмотивная теория Альберта Эллиса;
    • 2.9 Л. Мерфи впервые использовал понятие «копинг» в значении социальной адаптации;
      • 2.9.1 Ричард Лазарус исследование копинг-поведения через два процесса: когнитивная оцена и копинг-поведение.
    • 2.10. Системное консультирование и системная семейная психотерапия.
  • 3. Конкретная форма письменного самоанализма , который вы можете использовать на практике для анализа отклоняющегося поведения самостоятельно для первичного ознакомления и оценки самого себя самостоятельно
    • 3.1. Схема анализа отклоняющегося поведения человека
  • 4. Заключение

1. Введение

Поведе́ние — определённый сложившийся образ взаимодействия с окружающей средой.

Если психоаналитический подход ориентирован преимущественно на изучение внутренней динамики развития личности, то теории вышедшие из бихевиоризма, изучают напрямую наблюдаемое поведение. Данное направление представляет для человека особый интерес, поскольку предметом изучения также является поведение личности (в данном случае будет рассмотрено отклоняющееся поведение личности).

2. Анализ поведенческой психологии (или бихевиориальная теория или бихевиоризм)

Поведенческая психология (или как синоним испольуемый в научном стиле говорят бихевиоризм или бихевиориальная теория) в качестве самостоятельного направления выделился в начале XX в. (1901 год). Его основание связывают с такими именами как:

  • Эдвард Ли Торндайк,
  • Джон Уотсон,
  • Беррес Скиннер (последовательность фото не так важна, я не хотел бы обидеть других предков профессионалов, которые занимались в предметной области поведенческой психологии в этой теме. Однако именно это три человека, которые по факту обобщили теорию поведенческой психологии и дали фактический анализ поведенческой психологии на английском языке, которая действительно соответствует психологической действительности). Есть множество других специалстов, которые переводили их труды, но они ведь не дошли до мысли, что именно так можно собрать информацию, поэтому прописал именно этих людей).
PSM V80 D211 Edward Lee Thorndike.png
Эдвард Ли То́рндайк (англ. Edward Lee Thorndike31 августа 1874, Вильямсбург, штат Массачусетс — 9 августа 1949МонтрозНью-Йорк) — американский психолог и педагог. Президент Американской психологической ассоциации в 1912 году.
Проводил исследования, изучая поведение животных. Они были направлены на выход из «проблемного ящика». Под этим термином Торндайк подразумевал экспериментальное устройство, в которое помещались подопытные животные. Если они выходили из ящика, то получали подкрепление рефлекса. Результаты исследований отображались на определённых графиках, которые он назвал «кривые научения». Таким образом, целью его исследования было изучение двигательных реакций животных. Благодаря этим экспериментам Торндайк сделал вывод, что животные действуют методом «проб и ошибок и случайного успеха». Эти работы привели его к теории коннективизма.
Джон Бродес Уотсон родился 9 января 1878 года. Эмма и Пайкенс Уотсон — родители Джона — жили в Южной Каролине, в небольшом городке Тревелерс Рест. Мать была очень религиозна, поэтому жизнь мальчика была полна ограничений и запретов. Сам Пайкенс предпочитал довольно разгульную жизнь, скандалы на этой почве привели к уходу отца из семьи в 1891 году, когда мальчику было 13 лет. Джон был привязан к отцу, поэтому тяжело переживал разлуку и до конца жизни не смог простить ему это.
Джон Уотсон вырос в Гринвилле (Южная Каролина) и получил диплом магистра в расположенном там же Университете Фурмана. По совету одного из своих преподавателей он поступил затем в Чикагский университет с целью изучать философию под руководством Джона Дьюи. Однако, по его собственным словам, он не понимал, о чём вообще говорит Дьюи, и вскоре предпочёл сменить научного руководителя, обратившись к психологу Джеймсу Энджеллу и физиологу Генри Дональдсону. Он собирался работать вместе с Жаком Лёбом над исследованием мозга собак. Совместное влияние этих учёных привело его затем к формированию строгого, объективного подхода к исследованию поведения.
Его докторская диссертация, защищённая в Чикагском университете в 1903 году («Обучение животных: Экспериментальное исследование физического развития белой крысы, сопряжённого с ростом нервной системы») была первой современной книгой по поведению крыс.
24 февраля 1913 года Джон Уотсон прочитал в Нью-Йорке знаменитую лекцию (манифест) — «Психология с точки зрения бихевиориста». Со времени бихевиоризма психология стала бурно развиваться, как экспериментальная наука. Уотсон вообще отрицал сознание как предмет научного исследования, сводя психические явления к различным формам поведения, понимаемого как совокупность реакций организма на стимулы из внешней среды. Цель психологического изучения — предсказать, какова будет реакция, и определить природу действующего стимула. Возможности для реакции очень обширны. Уотсон выделяет 4 крупных класса реакций:
видимые (экспрецит) — отпирание двери, игра на скрипке.
скрытые (привычные реакции (имплицит)) — мышление, которое мы считаем внутренним разговором.
видимые наследственные реакции — инстинктивные и эмоциональные реакции (чихание и т. д.)
скрытые наследственные реакции — система внутренней секреции (физиология).
С точки зрения бихевиоризма психология есть чисто объективная отрасль естественной науки. Её цель — предсказание поведения и контроль за ним.
Влияние бихевиоризма возрастало настолько стремительно, что Уотсон был избран президентом Американской психологической ассоциации в 1915 году.
В 1920 году Уотсон был вынужден покинуть место в университете Джонса Хопкинса из-за скандала, связанного с его разводом и романом с аспиранткой Розали Рейнер[en] (соавтора работы по обусловливанию эмоций у 11-месячного мальчика, вошедшей в историю психологии как случай «маленького Альберта»). Позднее он женился на Рейнер. Ни один университет не соглашается принять его на работу. Он переезжает в Нью-Йорк, где получает работу в рекламной индустрии, в компании Дж. Уолтера Томпсона, одновременно читая лекции в Но
вой школе социальных исследований[5].
B.F. Skinner at Harvard circa 1950.jpg
Бе́ррес Фре́дерик Ски́ннер (англ. Burrhus Frederic Skinner20 марта 1904 — 18 августа 1990) — американский психолог, изобретатель и писатель. Один из самых влиятельных психологов середины XX века.
Внёс значительный вклад в развитие и популяризацию бихевиоризма — школы психологии, рассматривающей поведение человека и животных как результат предшествующих воздействий окружающей среды. Скиннер наиболее известен своей теорией оперантного обусловливания, в меньшей степени — благодаря художественным и публицистическим произведениям, в которых он знакомил читателя с возможностью широкого применения развиваемых в бихевиоризме техник модификации поведения (например, программированного обучения) для улучшения жизни общества — как форму социальной инженерии. Его именем назван ящик Скиннера (Skinner box) — ящик, предназначенный для того, чтобы изучать принципы оперантного научения.
Его работы из разряда теорий переходят в разряд эмпирически подтвержденных (научно-обоснованных в результате экспериментов). Он предложил в качестве метода исследования поведения — функциональный анализ. Поведение можно изучить, предсказать (спрогнозировать) и контролировать посредством управления средой, в которую вовлечен организм. При этом нет необходимости рассматривать механизмы, действующие внутри самого организма (интрапсихические механизмы, которые невозможно выявить в результате объективного эксперимента). Он подчеркивал, что «возражение против внутренних состояний заключается не в том, что они не существуют, а в том, что они не имеют значения для функционального анализа». В этом анализе вероятность реакции выступает как функция внешних воздействий — как прошлых, так и настоящих.
В 1958 году Американская психологическая ассоциация вручила ему премию «За выдающийся вклад в развитие науки», отмечая, что «мало кто из американских психологов оказал такое глубокое влияние на развитие психологии». В 1968 году он же получил национальную медаль, что является высшей наградой, которой правительство США удостаивает за вклад в науку. В 1971 году Американский психологический фонд представил Б. Ф. Скиннера к награждению золотой медалью; его фотография появилась на обложке журнала «Тайм». Он написал сотни статей и десятки книг, многие из которых стали бестселлерами. В 1972 был назван Гуманистом года Американской Гуманистической организацией[3]. В 2002 году Американская психологическая ассоциация назвала самых выдающихся психологов XX столетия, этот почётный список возглавил Беррес Скиннер, опередивший Жана Пиаже и Зигмунда Фрейда[4].

2.1. Основные положения поведенческой псхиологии

Основные положения поведенческой психологии можно сформулировать в следующих утвержденияхпринимаемых без доказательства, и служащих основой для построения  научной теории — поведенческой психологии:

  1. Психология должна заниматься предсказанием реального (наблюдаемого на фактах) человеческого поведения и управлением человеческого поведения.
  2. Цель любого поведения — это приспособление к сложившейся среде.
  3. Поведение — это процесс взаимодействия личности со средой, косвенно связанной с внутренней активностью и индивидуальными особенностями, проявляющийся преимущественно во внешних действиях.
  4. Данный процесс взаимодействия личности со средой реализуется по схеме:
    1. стимул
    2. промежуточные переменные
    3. реакция.
      1. Под промежуточными переменными в настоящее время понимают все, что может быть скрыто за реакцией. Это:
        1. эмоциональные процессы (особенно тревога),
        2. мотивация данной формы поведения (побудительные факторы),
        3. когнитивные процессы (особенности восприятия, понимании ситуации и так далее),
    1. процессы саморегуляции.
  5. Поведение формируется на основе безусловных рефлексов и инстинктивных программ, а именно:
    1. наследсвтенные,
    2. шаблонные реакции организма как целого
  6. Основным механизмом формирования поведения человека является научение. Научение — это процесс приобретения и процесс сохранения определенных видов поведения на основе реакции на возникшую ситуацию. Исключение составляют случаи, когда изменение активности связано с врожденными рефлексами, созреванием или временными состояниями (усталость, наркотическое опьянение).

Психология поведения (или бихевиоризм или бихевиориальная теория) — это всеобъемлющая теория, описывающая на основе эксперементов законы человеческого поведения или принципы человеческого поведения. [Нельсон-Джоунс Р. Теория консультирования и практика консультирования. — М. 2000].

Ричард Нельсон-Джоунс – является действительным членом Британского и Австралийского Психологических обществ. Был членом-учредителем Исполнительного комитета Британской Ассоциации консультирования , а также первым председателем Консультационной психологической секции Британского психологического общества. В настоящее время является профессором консультационной психологии в Мельбурнском королевском технологическом институте

2.2. Первый закон поведенческой психологии — классическое обусловливание по И. П. Павлову

Классическое обусловливание, открытое И. П. Павловым (1849-1936), стало первым законом поведенческой психологии и оказало фундаментальное влияние на все последующие исследоваия закономерностей поведения.

Академик Павлов был примерным семьянином, но не однолюбом — Российская  газета
Ива́н Петро́вич Па́влов (дерзкий дед по центру) (14 (26) сентября 1849Рязань — 27 февраля 1936Ленинград) — русский и советский учёный, физиологвивисектор, создатель науки о высшей нервной деятельности, физиологической школы; лауреат Нобелевской премии 1904 года «за работу по физиологии пищеварения»[5]. Академик Императорской Санкт-Петербургской академии наук (1907), действительный статский советник. Председатель Общества русских врачей памяти С. П. Боткина (1906—1913).
Известен тем, что разделил всю совокупность физиологических рефлексов на условные и безусловные, а также исследовал психофизиологию типов темперамента и свойства нервных систем, лежащие в основе поведенческих индивидуальных различий.

Классическое обусловливание (условный рефлекс или респондентный рефлекс) — это научение условной реакции (реакиции на индиффрентный стимул), соединенный во времени и пространстве с безусловным стимулом (вызывающщим врожденные реакции организма). Например, изображение вкусной пищи, полностью голого тела (условный стимул) может вызывать слюноотделение, также как и попадние пищи в рот или же поцелуй (безусловный стимул). Каждое действие имеет тенденцию (то есть направленность) к повторению, если действие основано на безусловных рефлексах или условных рефлексах и если действие вознаграждается. Повторяющиеся действия превращаются в привычку. Если же действия не повторяются или не подкрепляются, то действия угасают.

2.3 Второй закон обусловливания и принципы поведенческой психологии по Джону Бродесу Уотсону

Одним из теоретических основоположников поведенческой психологии по праву считается Джон Бродес Уотсон (1878-1958), сформулировавший принципы поведенческой психологии, а также законы обусловливания.

Тест: Джон Уотсон (основатель бихевиоризма) - пройти тест онлайн - игра -  вопросы с ответами - скачать бесплатно
Джо́н Хэмиш Уо́тсон (постраше уже, на фото выше был моложе) (редк. Джон Хэмиш Уотсонангл. John Hamish Watson9 января 1878 — 25 сентября 1958) — американский психолог, основатель бихевиоризма (от англ. behavior — поведение) — одной из самых распространённых теорий в западной психологии XX века.

Если говорить про основу теории поведенческой психологии Джона Уотсона [Бихевиоризм: Торндайк Э. Принципы обучения, основанные на психологии; Уотнсон Дж. Б. Психология как наука о поведении. — М., 1998], то важно уточнить, что и человек, и животное приспосабливаются к окружающей среде с помощью использования наследственных задатков и совокупности привычек. Стимул, или предмет, который вызывает реакцию, 1) может исходить от объектов, который вызывает реакцию, 2) может исходить от объектов, который находится во внешней среде или внутренней среде. С помощью обусловливания диапозон стимулов, на которые реагируют люди всё более расширяется. Все реакции можно разделить на:

  1. открытые и скрытые,
  2. приобретенные и врожденные.

Врожденные реакции малочисленны и включают в себя всё, что делают люди с первых дней младенчества, а именно:

  1. кровообращение,
  2. дыхание,
  3. обусловливание,
  4. формирование привычек.

Врожденные реакции становятся обусловленными реакциями вскоре после рождения. Наблюдение за детьми показывает, что все, обычно называемое словом «инстинкты», в значительной степени является результатом научения, или обусловливания, и в качестве такового является частью человеческого приобретенного поведения. По нулевой гипотезе (по мнению) Джона Уотсона, существует только три типа неприобритенных эмоциональных ответов на стимулы:

  1. страх (например, врожденный страх ребенка при очень громком звуке),
  2. гнев (например, врожденный гентеическая предрасположенность к агрессии),
  3. любовь (повышенное колчество нейромедиаторов).

2.4 Механизм оперантного обусловливания по Бе́рресу Фре́дерику Ски́ннеру

СКИННЕР, БЕРРЕС ФРЕДЕРИК | Энциклопедия Кругосвет
Бе́ррес Фре́дерик Ски́ннер  (англ. Burrhus Frederic Skinner20 марта 1904 — 18 августа 1990) — американский психолог, изобретатель и писатель. Один из самых влиятельных психологов середины XX века.
Внёс значительный вклад в развитие и популяризацию бихевиоризма — школы психологии, рассматривающей поведение человека и животных как результат предшествующих воздействий окружающей среды. Скиннер наиболее известен своей теорией оперантного обусловливания, в меньшей степени — благодаря художественным и публицистическим произведениям, в которых он знакомил читателя с возможностью широкого применения развиваемых в бихевиоризме техник модификации поведения (например, программированного обучения) для улучшения жизни общества — как форму социальной инженерии. Его именем назван ящик Скиннера (Skinner box) — ящик, предназначенный для того, чтобы изучать принципы оперантного научения.

Бе́ррес Фре́дерик Ски́ннер внёс особый вклад в развитие поведенческой психологии, так как обнаружил, что на поведение существенно влияют последствия самого же этого поведения в прошлом. [страница 127, Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. — СПб., 2000]. В связи с этим Б. Скиннер предложил механизм оперантного обусловливания. При механизме оперантном обусловливании, то есть при оперантом поведении приспособление происходит не в форме отвечающего на стимул поведения, а путем собственной активности человека (то есть предыдущих совершний действий). Например, в результате проб и ошибок может достигаться успех, который приводит к удовольствию или устранению неприятностей, то есть конкретная форм поведения самоподкрепляется.

Беррес Скиннер отмечал, что реакцию невозможно предвидеть или проконтролировать, и единственое, что можно предсказать, — это вероятность возникновения реакции в будущем. Если говорить точнее и строже, то элементарной единицей науки поведения является оперант — поведение, определенное данным (своим) последствием. Оперантое поведение — это поведение, которое оперирует в окружающей среде, производя последствия.

Если Иван Петрович Павлов называл все события, которые усиливали то или иное поведение собак над которыми он проводил исследование, «подкреплением«, а обусловленные этими событиями изменения в поведении — «обусловливанием« (связь подкрепления со стимулом), то согласно концепции оперантного поведения, подкрепление зависит от ответа (связь подкрепления с реакцией на стимул). Важный вывод этой красной строки, то, что

  1. классическое обусловливание,
  2. оперантное обусловливание.

Это два единственно возможных вида обусловливания (запомните это, вам это пригодится в жизни, если вы хотите не остановиться в своем развитии в 25 лет и начать деградировать до старческого маразма). [Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. -СПб., 2000].

Хотя окружающая среда и играет важную рольв формировании и поддержании поведения, поведение само воздействует на окружающую среду, производя последствия, и также зависит от последствий, произведеннных окружающей средой. Любое адекватное описание взаимодействия между организмом и окружающей средой этого организма должно содержать определение трех элементов:

  1. ситуации, в которой имеет место данная реакция,
  2. самого ответа на ситуацию,
  3. подкрепляющих последствий.

Взаимосвязь этих трёх элементов лежит в основе сопряженного подкрепления.

Вероятность возникновения реакции возрастает как после позитивного подкрпелния, так и после негатвиного подкрепления. Сейчас будет два самых главных понятия, которые помогут вам всегда оставаться осознанными, чтобы не происходило с вами. Запомните их.

Позитивное подкрепление подразумевает предоставление чего-то (например, похвала, вознаграждение).

Негативное подкрепление подразумевает удаление чего-то неприятного из данной. Приведу примеры:

  1. избегание наказания лишения свободы,
  2. избегания наказания отчисления из университета,
  3. избегания наказания приминения физической силы,
  4. избегания наказания применения психологической манипуляции (так называемеая боевая коммуникация) (обычно её используют сотрудники федеральной службы безопасности различных стран).

Практический пример относительно отклоняющегося поведения, употребление алкоголя.

Есть позитивное подкрепление:

  1. получение короткосрочного удовольствия:
    1. (ощущение тепла,
    2. удовольствия от вкусной еды,
    3. прилив энергии,
    4. внимание друзей,
    5. праздничная атмосфера).

Есть негативное подкрепление:

  1. уход от проблем:
    1. (снятие напряжения,
    2. уменьшение чувства неуверенности в себе,
    3. отвлечение от забот
    4. отвлечение от отвественности).

В целом вероятность поведения усиливается при следующих подкреплениящих стимулах:

  1. устранение неприятностей;
  2. привлечение внимания (по уже доказазнной гипотезе Берреса Скиннера, тогда и только тогда, когда человек А, который внимательн к человек Б, подкрепляют поведение человека Б);
  3. аффектация (демонстрация сильных эмоций);
  4. улыбка или любая форма одобрения;
  5. предоставление возможности заниматься любой деятельностью;
  6. предоставление власти;
  7. удовольствия — это универсальная награда, а именно:
    1. сладкое,
    2. еда,
    3. секс,
    4. компьютерные игры,
    5. социлальные сети.

Эти подкрепляющие стимулы русскоязычная аудитория привыкла называть поощрением.

2.4.1 Про Общеприменимый (генерализированный) обусловленно подкрепляющий стимул

По нулевой гипотезе Берреса Скиннера — все подкрепления (под словом «подкрепления» имеется в виду все события, которые усиливают то или иное поведение) в конечном счете получают свою силу в процессе эволюционного отбора и что для людей характерно получать подкрепления определенными способами с помощью определенных вещей. Например, и позитивное подкрепление пищей и негативное подкрепление спасением от опасности. очевидно, необходимы для выживания. Только малая часть поведения немедленно подкрепляется:

  1. пищей,
  2. водой,
  3. сексуальным контактом или другими факторами, имеющими биологическое значение.

(Такие подкрепления, как уже называлось выше, называются безусловными подкрепляющим стимулом или первичными подкрепляющим стимулом).

Болшая часть поведения — это реакция на подкрепления, которые:

  1. либо стали ассоциироваться с безусловно подкрепляющим стимулом,
  2. либо стали обусловлены безусловным подкрепляющим стимулом.

Например, если каждый раз во время праздника пить в приятной компании людей (люди, которые к вам внимательны), то приятная компания людей становится обусловленным подкрепляющим стумулом.

Обусловленно подкрепляющий стимул становится общеприменимым ( генерализуется), когда обусловленно подкрепляющий стимул соединяется более чем с одним чем с одним безусловно подкрепляющим стимулом. Этот факт имеет большое значение, так как Общеприменимый (генерализированный) обусловленно подкрепляющий стимул например в виде денег [к сожалению на территории только развивающихся стран общеприменимым (генерализированным) обусловленно подкрепляющим стимулом являются именно деньги, но в информационных обществах деньги перейдут на второй план и со временем исчезнут. Главным было, есть и будет ценность, которую человек выполняют по отношению к другому человеку. Например, криптовалюта её главное преимущество в том, что в криптовалюте невозможна коррупция и еще движение криптоалюты можно отследить в случае каких-то обманных операций или же шантажа деньгами, поэтому роль преобладания того или иного государства будет снижаться через 50-60 лет высокоразвитые страны смогут управлять теми странами, которые не смогли адаптироваться и внедрить новую и самую оптимизированную экономическую систему взаимодействия людей], потому что применимо не только к одному конкретному состоянию депривации (например, к состоянию голода, говоря в разговорном стиле если человек не проносит ценность другим людям, то ему не платят деньги, а значит он в крупном городе не сможет приобрести себе еду и страх того, что человек останется без денег заставляет его приносит другим людям ценность), но и другим многим другим подоным состояниям, а именно:

  1. к состоянию жажды, когда лишают воды в армии, если не сделан ко определенному времени поставленная задача,
  2. к состоянию отсутсвия сексуальных контактов, когда человек не может быть искренним, честным, то есть не может понять «что есть любовь», и не умеющим выполнять сказанные и задуманные слова в действия в виде факта,
  3. к состоянию отсутствия повышения квалификации (аттестат, бакалавр, магистр, кандидат наук, доктор наук), если человек не обучается чему-то новому, не познает новые знания, умения и навыки.

Следовательно, при таком виде подкрепления вероятность возникновения реакции будет большей. Другими общеприменимым (генерализированным) обусловленно подкрепляющим стимулами являются:

  1. внимание,
  2. ободрение,
  3. привязанность.

Главный вывод Берреса Скиннера в том, что он не считал термин «научение» эквивалентным «оперантному обусловливанию«. Использование термина «научение» в большей степени подразумевает формирование поведения, а в то время как употребление термина «оперантное обусловливание» подразумевает в равной степени и формирование поведения, и сохранения поведния.

Таким образом, поведение имеет последствия, если же последствий поведеня или подкрепления не оказывается в наличии, происходит угасание поведения. Например, если последовательно не обращать внимание на капризы ребенка, то ребенок начинает капризничать все реже и реже. Точно так же, когда взрослые люди вовлекаются в поведение, которое больше не имеет полезных последствий, они становятсяя все менее склонны вести себя таким образом. Режимы подкрепления имеют отношение к угасанию. Например, угасание поведения, вызванного периодическим подкреплением, может быть намного труднее, чем угасение поведения, развивающиегося при постоянном подкреплении.

Задача психологии, по уже доказанным фактам Берресом Скиннером, объяснить поведение с учётом истории подкрепления поведения и угасания поведения. Например, в случае зависимого поведения (или выражаюясь в научном стиле аддиктивного поведения) важно понимать:

  1. в каких условиях появилось зависимое поведение (или выражаясь в научном стиле аддиктивное поведение)?
  2. чем и как подкреплялось зависимое поведение (или выражаясь в научном стиле аддиктивное поведение)?
  3. как часто проявляется зависимое поведение (или выражаясь в научном стиле аддиктивное поведение)?
  4. с чем ассоциируется зависимое поведение (или выражаясь в научном стиле аддиктивное поведение)?
  5. чем сопровождается зависимое поведение (или выражаясь в научном стиле аддиктивное поведение)?
  6. к чему приводит в каждом конкретном случае зависимое поведение (или выражаясь в научном стиле аддиктивное поведение)?
  7. как реакция окружающих людей на зависимое поведение (или выражаясь в научном стиле аддиктивное поведение)?
  8. какую психологическую выгоду дает человеку данное зависимое поведение (или выражаясь в научном стиле аддиктивное поведение)?

Таким образом, с точки зрения Берреса Скинера психотерапию можно рассматривать как систему подкрепления, предназначенную для восстановления угасшего желательного поведения.

То есть, поведение можно формировать посредством подкрепления последовательных приближений к желательному ответу. Б. Скиннер приводит следующий пример. Голубя обучали катать деревянный шар, с силой ударяя по нему и направляя по миниатюрной дорожке к набору игрушечных булав. Исследователи и его коллеги ожидали от голубя должно реакции, которую они намеривались подкреплять пищей, но ничего не получилось. Тогда эксперентаторы решили подкреплять любую реакцию, которая будет иметь хоть малейшее сходство с сильным ударом, а затем выбрать реакции, которые больше всего будут походить на желаемую реакцию. Эта тактика оказалась чрезвычайно эффективной [страница 231, Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. — СПб., 2000].

Когда подкрепляющий эффект одного стимула распространяется на другие стимулы, имеет место эффект генерализации, (или говоря в научном стиле индукции. Есть даже понятие такое в математическом анализе и математической логике как математическая индукция). Пример генерализации стимула в повседневной жизни — это реагирование определенным образом на человека, напоминающего какого-то знакомого.

Беррес Скиннер рассматривал личность как реперутар или множестов видов поведения, соответствующий набору подкреплений, зависящих от сопряженных обстоятельств. Если рассматривать причинную обусловленность поведения с традиционной точки зрения, люди выступают в роли независимо (автономно) действующих индивидов, отвественных за собственную жизнь. Согласно научному представлению,

Люди — это члены вида. А вид сформировался в зависящих от эволюции обстоятельствах выживания, то есть проще говоря поведение людей находится под контролем окружающей среды, в которой люди живут.

Главные выводы Берреса Скиннера:

  1. Способы, которыми люди воспринимают мир и осознают мир, определяются сопряженными обстоятельствами окружающей среды
  2. Сознание (или осознанность) также является социальным продуктом, сформированным окружающей средой.
  3. В механизмах трудоемкой деятельности, котрую называют мышлением, также можно разобраться, если учесть влияние сопряженных обстоятельств подкрепления.

При самоконтроле люди управляют событиями, чтобы управлять своим поведением. Это прежде всего контроль окружающей среды, который влияет и на поведение. Например,

  1. взрослый может применять реакцию ухода таким образом, что взрослый становится способен управлять своей реакцией гнева.
  2. точно так же удаление пищи из поля зрения может способствовать отвыканию от привычки к перееданию.

С другой стороны, присутствие некоторых стимулов может сделать желательное поведение более вероятным. Например, конкретный стол может быть стимулом ля учебного поведения, а узел, завяззанный на носовом платке, может подкреплять отложенное действие.

Таким образом, люди, которые основали на фактических данных теоретические положения поведенческую психологии предложили основные принципы человеческого поведения и механизмы человеческого поведения как процесса взаимодействия личности со средой. В аспекте рассмотренных положений отклоняющееся поведение можно определить как результат сложного обусловливания среды.

2.4.1.1 Три конкретных способа угашения поведения

Для уменьшения отклоняющегося поведения и устранения отклоняющегося поведения среда располагает следующими тремя способами угашения поведения:

  • 1. Во-первых, негативное подкрепление (то есть лишение чего-либо важного смотри определение данное выше);
  • 2. Во-вторых, эмоционально-негативное обусловливание (на русском языке в разговорном стиле обыватели обычно говорят наказание). Приведу конкретный пример, наказание основанное на страхе. Обычно оно достаточно эффективно, но в некоторых ситуациях наказание вызывает другие чувства, а именно:
    • а) любопытство,
    • б) идентификация с агрессором,
    • в) садомазохисткое удовольствие.
      • В подобных случаях наказание будет подкреплять и усиливать нежелательное поведение. В ряде случаев трудно проконтролировать условия накзания. Наиболее яркий тому пример — исправительные учреждения, где в силу специфических условий через 4-6 лет поведение личности деформируется почти необратимо.Кроме этого, эффективность наказания зависит от ряда условий:
        • 1. наказание по возможности должно применяться сразу после нежелательного поведения;
        • 2. наказание по возможности должно быть пропорционально поступку;
        • 3. наказание по возможности должно быть индивидуально значимым;
        • 4. наказание по возможности должно осуществляться без свидетелей.
          • А самое главное большинство как практикующих психологов, так научных исследователей признают, что наказание далеко не всегда, а даже 53% случаев не всегда предупреждает нежелательное поведение, которое не дает человеку адаптироваться под быстро изменяющиеся условия среды. Как пример можно привести общую цифровизация, которой очень сложно было адаптироваться людям пенсинного возраста.
  • 3. В-третьих, оперантное угашение реакции, когда реакиця просто игнорируется или человек помещается в иную среду, где преждение поведение невозможно (Приведу очень плохой пример, который в XX веке считался эффективным, но послдений исследования в XXI веке фактически доказали, что неэффективный инструмент, то есть студент, который не успевает все вовремя выполнят после отчисления забирают в армию (другой вопрос, является ли сама армия выскоэффективным инструментом формирования человека как личности).

2.5 Реципрокное торможение прикладного психолога Джозеф Вольпе

ВОЛЬПЕ Джозеф
Джозеф Вольпе (20 апреля 1915 года в 
Йоханнесбурге, Южная Африка — 4 декабря 1997 года в 
Лос-Анджелесе ) был южноафриканским 
психиатром и одной из самых влиятельных фигур в 
поведенческой терапии .
Вольпе вырос в Южной Африке, посещал 
среднюю школу для мальчиков в Парктауне и получил степень доктора медицины в 
Университете Витватерсранда .
В 1956 году Вольпе получил стипендию Форда и провел год в 
Стэнфордском университете в Центре поведенческих наук, впоследствии вернувшись в Южную Африку, но навсегда переехав в Соединенные Штаты в 1960 году, когда он принял должность в 
Университете Вирджинии .
В 1965 году Вольпе принял должность в 
Университете Темпл . 
[1] [2]
Одним из самых влиятельных событий в жизни Вольпе было то, что он поступил на службу в южноафриканскую армию в качестве медицинского офицера. 
Вольпе было поручено лечить солдат, у которых диагностировали то, что тогда называлось «военным неврозом», но сегодня известно как 
посттравматическое стрессовое расстройство . 
Основное лечение солдат того времени было основано на психоаналитической теории и включало исследование травмы при приеме снотворного — так называемую наркотерапию. 
Считалось, что если солдаты открыто расскажут о своих подавленных переживаниях, это эффективно излечит их невроз. 
Однако это было не так. 
[3] Именно это отсутствие успешных результатов лечения заставило Вольпе, когда-то преданного последователя 
Фрейда , подвергнуть сомнению 
психоаналитические методы.терапия и поиск более эффективных вариантов лечения. 
[4] Вольпе наиболее известен своими методами взаимного торможения, 
[5] особенно 
систематической десенсибилизацией , которая произвела революцию в поведенческой терапии. 
В 
Обзоре общей психологии , опубликованном в 2002 году, Вольпе занял 53-е место среди самых цитируемых психологов 20-го века 
[6] , что является впечатляющим достижением, подчеркнутым тем фактом, что Вольпе был психиатром.

Один из современных опытных и отражающих факты исследователей поведенческой психологии Джозеф Вольпе (1915-1997) — изучал аналогичное явление — механизм совместного торможения или говоря в научном стиле механизм реципрокого торможения. [страница 235, Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. — СПб., — 2000]. Исследуя способствующие отучению процессы, Джозеф Вольпе заметил, что старые привычки угасают, если новым привычкам предоставляется возможность развиваться в той же самой ситуации. Реципрокное торможение имеет место всякий раз, когда положительная реакция (например, релаксация), несовместимая с определенной негативной реакцией (например, тревогой), тормозит данную условную реакцию, способствуя последующему ослаблению негативной реакции (тревоги).

Релакса́ция, или как говорят в научном стиле миорелакса́ция (от лат. relaxatio «ослабление, расслабление») — снижение тонуса скелетной мускулатуры. Релаксация может быть достигнута в результате применения специальных психофизиологических техник, физиотерапии и лекарственных препаратов. Считается, что релаксация способствует снятию психического напряжения, из-за чего она широко применяется в психотерапии, при гипнозе и самогипнозе, в йоге и во многих других оздоровительных системах. Релаксация, наряду с медитацией, приобрела большую популярность как средство борьбы со стрессом и психосоматическими заболеваниями.

Поскольку негативная реакция (тревога) достаточно часто сочетается с проблемным поведением, задача выскоклассного прикладного специалиста психолога или психиатра — это сформировать антагонистическую по отношению к негативной реакции (тревоге) положительную реакцию во время присутствия стимулов, вызывающих эту негативную реакцию (тревогу).

Джозеф Вольпе перечислил положительные реакции, несовместимые с тревогой, с помощью которых можно изменить поведение людей:

  • 1. ассертивные реакции (то есть открытое приемлимое выражение эмоций по отношению к другому человеку);
  • 2. сексуальные реакции;
  • 3. реакции релаксации;
  • 4. дыхательные реакции;
  • 5. реакции «облегчения тревоги»
  • 6. соревновательно обусловленные моторные реакции;
  • 7. приятные реакции, возникающие в различных жизненных ситуациях (например, при воздействии лекарств);
  • 8. эмоциональные реакции, вызванные беседой;
  • 9. устное или ролевое проигрывание конфликтной ситуации [страница 239, Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. — СПб., — 2000].

2.6 Теория инкубации реакций тревоги (усиления) Ганса Юргена Айзенка

Hans.Eysenck.jpg
Ганс Юрген Айзенк (нем. Hans Jürgen Eysenck4 марта 1916Берлин — 4 сентября 1997Лондон) — немецко-британский учёный-психолог, один из лидеров биологического направления в психологии, создатель факторной теории личности, автор популярного теста интеллекта.

Другой, не менее известный представитель поведенческой психологии Ганс Юрген Айзенк (1916-1997 гг) — обратил внимание на то, что законы Дж. Уотсона и Б. Скиннера, которые мы рассмотрел выше, не описывают всех поведенческих феноменов [страница 240, Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. — СПб., — 2000]. Например, в ряде случаев негативная реация (например, тревога) как условная реакция усиливается при предъявлении стимула, вызывающего эту негативную реакция (например, тревогу), хотя никакого подкрепления последствий при этом не было. Более того, Г. Айзенк считал, что невротическое поведение, имеющее явно отрицательные последствия, не устраняется вопреки здравому смыслу. Разрабатывая в связи с этим теорию инкубации реакций тревоги (усиления), Г. Айзенк предположил, что некоторые условные рефлексы (прежде всего тревога), имеют свойства внутреннего импульса (самоподкрепления), по этой причине при воздействии лишь одного стимула (без подкрепления) индуцируется условная реакция страха не только сопротивляться угасанию, но и усиливается при каждом предъявлении условного стимула (как бы сама собой), образуя цикл положительной обратной связи.

Г. Айзенк выделил четыре источника невротических реакций страха (тревоги) у людей [страница 239, Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. — СПб., — 2000]:

  1. врожденные предпосылки (страх возникает при первом же столкновении индивида с объектом);
  2. «подготовленность» — легкость обсуловливании реакции страха у людей (люди чрезвычайно легко обучаются некоторым страхам — при первом же столкновении со стимулом);
  3. имитация — страхам можно научиться посредством подражания;
  4. классическое обусловливание (причем главным безусловным стимулом, порождающим реакции страха, является не боль, не громкий звук, не потеря поддержки, не физические ограничение, а фрустрация или фрустрирующее отсутствие вознаграждения).

2.7 Социально-когнитивная теория, или теория социального научения Альберт Бандура

Albert Bandura Psychologist.jpg
Альберт Банду́ра (англ. Albert Bandura4 декабря 1925МундареАльбертаКанада — 26 июля 2021[2]) — канадский и американский психолог, известный своими работами по теории социального научения (или социального когнитивизма), а также экспериментом с куклой Бобо.
Суть этого эксперимента заключалась в том, что дети копировали увиденные ими на экране телевизора агрессивные действия, следуя не командам, а лишь копируя эти действия.

Социально-когнитивная теория, или теория социального научения, разработанная Альберт Бандура (родился в 1925), представляет плодотворное развитие классической теории научения. [Две книги:

1. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семеных отношений. — М., 1999 — (Основные направления в классических трудах),

2. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика. — М., 1998.].

В соответствии с теорий социального научения врожденными являются только элементарные рефлексы и границы возможностей человека. Любое поведение человека социально обусловлено, поскольку за ним стояли сложнейшие навыки, требующие специального научения. Так, чтобы сформировалось, например, агрессивное поведение, необходимо выполнение целого ряда условий, а именно должны присутствовать:

  • способы усвоения действия,
  • быть провокация,
  • условия закрепляющие действия.

Иначе говоря, агрессивному поведению учатся, так как агрессор должен знать:

  • что причиняет боль,
  • как это сделать,
  • в каких условиях причинить боль.

Влияние психофизиологических механизмов, в том числе наследственных механизмов, имеет место, но не играет решающей роли.

В соответствии с социально-когнитивной теорией Альберта Бандуры реакция человека на стимул косвенно связана с когнитивными процессами. Альберт Бандура выделил пять основных когнитивных способностей, которые характеризуют человека:

  • симолизация (создание символов и образов, выходящих за пределы сенсорного опыта),
  • предвидение (в большинстве случаев люди предвидят последствия своего поведения, ставят цели, а не просто реагируют на окружаюую среду),
  • опосредование моделями (люди обучаются преимущественно через наблюдение за другими людьми, а не через прямое участие),
  • саморегуляция (наличие внутренних стандартов для оценки своего опыта и мыслительных процессов),
  • самоанализ (рефлексивная оценка своего опыта и мыслительных процессов) [страница 292, Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования].

Подчеркивая активный характер человеческого поведения А. Бандура вводит понятие человеческой агентности. Человеческая агентность — это способность осуществлять самоуправление через контроль над собственными мыслительными процессами, мотивациями и действиями.

  • 1. Поведение человека (В)
  • 2. Когнитивные факторы и личностные факторы (P)
  • 3. Влияние окружающей среды (Е)

Эти три фактора взаимно определены (в научном стиле это называется триадический взаимный детерминизм). В конечном счёте поведение — это результат сложного взаимодействия внешних событий и внутриличностных детерминант. Под внутриличностными детерминантами, имеется в виду:

  1. наследственных особенностей,
  2. приобретенных умений,
  3. рефлексивного мышления,
  4. самоинициативы.

В соответствии с теорий социального научения основными механизмами формирования поведения являются следующие.

  • 1.Научение через наблюдение (викарное научение) является ведущим способом. Люди научаются поведению и когнитивными навыкам преимущественно наблюдая за моделями (за другими людьми). По нулевой гипотезе Бандуры, викарное научение даже эффективнее, так как оно безопаснее. Наблюдать можно не только сцены из жизни, но также их художественное-символическое изображение, например, через литературу, кино. Наблюдатель пример демонстрируемое поведение за образец, если оно явно приносит внешние выгоды, и это поведение можно наблюдать. При этом сочетание вербального моделирования и невербального моделирования эффективнее. Например, образ отрицательного героя фильма будет заразительным, если актер (персонаж) вызывает симпатию и близок к идеалу или если с помощью негативных действий он безнаказанно добивается власти, денег, удовольствий... Научение через наблюдение необязательно требует внешней награды, так как посредствующим звеном такого представления и «награждается» когнитивными процессами наблюдается (например, его оценкой происходящего, его представлениями о последствиях подобного поведения).
  • 2. Научение в действии, или научение через опыт, распространено чрезвычайно широко. Существует различие между знанием и навыком. Навыки (действия) связаны с целевыми структурами. Совершая действия, люди испытыватют влияние их последствий (оперантное обусловливание). Поэтому на поведение существенно влияет то, как человек воспринимает последствия. Например, если последствия реакции оцениваются высоко, это повышает вероятность совершения такого поведения, то есть усиливает его. Таким образом, вопреки механистическому представлению, последствия определяют поведение не сами по себе, а через мысли. Термин «подкрепление», по мнению Альберт Бандуры, вводит в заблуждение, так как подразумевает автоматическое реагирование и усиление рекаций. В то время как для эффективноого функционирования требуется, чтобы люди предвидели события и оценивали вероятные результаты различных действий. Например, дети ведут себя в присутствии снисходительного родителя более вызывающе, чем в присутствии более требовательного родителя. Создание точных прогнозирующих суждений трубет внимания, памяти и интегративных когнитивных навыков.

Альберт Бандура выделяет три регулирующие мотивационные системы — это системы, базирующиеся на

  • внешних мотиваторы,
  • косвенных мотиваторы,
  • самопродуцированных мотиваторы.

1) Внешие мотиваторы — это внешние последствия действий человека, усиливающие или ослабляющие эти действия в последующем. Внешние мотиваторы включают:

  • физическую депривацию и боль;
  • материальные стимулы (например, пища, секс)
  • сенсорные стимулы (приятные/неприятные ощущения);
  • социальные стимулы
  • символические стимулы (деньги, оценки, знания);
  • стимулы деятельности (в том числе, творчества);
  • стимулы статуса;
  • стимулы власти.

2) Косвенные мотиваторы (мотиваторы опосредования) — знания, полученные результате наблюдения за последствиями реакций других людей. Наблюдение за тем, как вознаграждается поведение других людей, повышает вероятность того, что наблюдатели станут вести себя подобным образом. Наблюдение того, что поведение других людей наказывается, уменьшает вероятность подобного поведения. Следует заметить, что более эффективным способом сдерживания нежелательного поведения является обучение конструктивным альтернативным формам поведения. В целом наблюдение за поведением других:

  1. дает информацию,
  2. эмоционально возбуждает,
  3. влияет на личные стандарты и оценки.

3) Внутренние мотиваторы (мотиваторы саморегуляции) особенно важны, поскольку человеческое поведение в основном осуществляется без непосредственного вознаграждения. Внутренние стандарты поведения включают в себя три подпроцесса:

  • самоналюбение (получение информации о своем поведении);
  • оценочный процесс (оценки положительности или отрицательности своего поведения с точки зрения личных стандартов);
  • самореагирование (влияние на свое поведение).

Для успешного поведения чрезвычайно важны концепции личной эффективности — суждения личности о возможности достичь опеределенного уровня исполнения (вера свою эффективность). Концепции эффективности являются результатом:

  • личного опыта достижений;
  • косвенного опыта (наблюдения за удачами-неудачами других);
  • вербального убеждения (уговаривания);
  • физиологического состояния и эмоционального состояния, а именно: [
    • 1. эмоциальное возбуждение
    • 2. настроение
    • 3. усталость
    • 4. боль
    • 5. страдание]

Первоначально люди мотивируют себя через установление стандаров, или установления уровней исполнения, которые вызывают нарушение равновесия, а затем стремятся достичь этих уровней. Цели, которые личность ставит перед собой, действуют как внутренние мотиваторы, действующие по принциппу самоудовлетворения при реализации целей. Особенно полезно ставить постепенно усложняющиеся краткосрочноые промежуточные цели.

2.8 Когнитивная модель Аарона Бека и рационально эмотивная теория Альберта Эллиса

К теории научения тесно примыкает когнитивное направление, также выросшее на почве бихевиоризма. Согласно когнитивной модели Аарона Бека и рационально-эмотивной теории Альберт Эллиса, в основе нарушенного поведения лежат неадаптивные мыслительные схемы.

Liber Brunensis 1942, Aaron T. Beck.jpg
Аарон Темкин Бек (англ. Aaron Temkin Beck18 июля 1921Провиденс[2] — 1 ноября 2021[3][2]ФиладельфияПенсильвания[2]) — американский психотерапевт, профессор психиатрии Пенсильванского университета[4], создатель когнитивной психотерапии, одного из направлений современного когнитивно-бихевиорального направления в психотерапии, крупный специалист в области лечения депрессий[5]. Когнитивная терапия А. Т. Бека наиболее широко применялась в области работы с депрессивными больными.
Альберт Эллис (Albert Ellis) 1913 - 2007 - Про Невроз
А́льберт Э́ллис (англ. Albert Ellis27 сентября 1913Питтсбург — 24 июля 2007Нью-Йорк) — американский психолог и когнитивный терапевт, автор рационально-эмоциональной поведенческой терапии (англ. rational emotive behavior therapy), подхода в психотерапии, рассматривающего негативные эмоции и дисфункциональные поведенческие реакции как появляющиеся не вследствие опыта самого по себе, а вследствие интерпретации этого опыта, то есть как результат неверных когнитивных установок — иррациональных верований (англ. «irrational beliefs» — см. Модель ABC). Также был известен как сексолог и один из идеологов сексуальной революции.
Создал Институт Альберта Эллиса (The Albert Ellis Institute) и являлся его президентом.
В 1982 году был признан вторым по влиятельности психотерапевтом мира после Карла Роджерса[1] (третьим назван Зигмунд Фрейд); в 1993 году — первым (Эллис, РоджерсБек)[2]. Заслуженно делит с А. Беком лавры пионеров когнитивного подхода[3].

Неадекватные когниции запускают неадекватные чувства и неадекватные действия. То, как люди интерпретруют стрессовые ситуации, определяет поведение людей. Например, при депрессии «нормальная» печаль трансформируетяся во всеобъемлющее чувство тотальной потери и тотального поражения. На уровне поведения в этом случае возникают дезадаптивные реакции ухода, отказа от активности. Другая ситуация может восприниматься чрезмерно угрожающе, что в свою очередь спровоцирует тревогу и гнев, а затем агрессию или избегание. Таким образом, неадекватность переработки информации, а также неудача в структурировании жизненных ситуаций могут вступать в качестве отдельной причины поведенческих расстройств [Сонин В. А., Щлионский Л. В. Классики мировой психологии. — СПб., 2001].

2.9 Л. Мерфи впервые использовал понятие «копинг» в значении социальной адаптации

SenatorRLouisMurphy.jpg
Ричард Луи Мерфи (6 ноября 1875 — 16 июля 1936) из Дабьюка, штат Айова, был сенатором- демократом США от штата Айова. Избранный президентом Франклином Д. Рузвельтом в 1932 году, поскольку он стал вторым сенатором-демократом от штата Айова, избранным с 1858 года , служба Мерфи была прервана его случайной смертью в 1936 году [1], и его единственный срок оставался более двух лет.

Если вы все еще бодры и следите за мыслью, то как отмечалось выше, отклоняющееся поведение личности может быть связано с такой индивидуальной особенностью, как стрессоустойчивость. На 2022 год в рамках когнитивно-поведенческого подхода активно изучается поведение человека в экстремальных ситуациях и стрессовых ситуациях [Копинг-поведение больных неврозами и динамика копинг-поведение больных неврозами под влиянием психотерапии: Пособие для врачей. — СПб., 1998]. Именно по этой причинно-следственной связи изучается копинг-поведение. Под копингом (coping) подразумевается процесс, косвенного приспособления, следующее за стрессовым событием. Впервые термин был использован Ричардом Луи Мерфи в 1962 г. в исследовании способов преодоления детьми трудностей, связанных с возрастными кризисами. Сейчас копинг рассматривается как важный процесс социальной адаптации. Социальная адаптация определяется тремя компонентами:

  1. способностью и умением организма адекватно реагировать на внешние воздействия;
  2. мотивацией — желанием приспосабливаться к условиям окружающей среды;
  3. способностью поддерживать психическое равновесие.

Копинг-поведение понимается как сознательные стратегии преодоления стрессовых ситуаций (сосуществующие с бессознательными механизмами психологической защиты).

2.9.1 Ричард Лазарус исследование копинг-поведения через два процесса: когнитивная оцена и копинг-поведение

В соответствие с моделью Ричарда Лазурса под понятием «копинг-поведение» подразумевалось: «непрерывно меняющиеся попытки в когнитивной и поведенческой областях справиться со специфическими внешними или внутренними требованиями, которые оцениваются как чрезмерные или превышающие ресурсы человека»

Richard S. Lazarus.jpg
Ри́чард Ла́зарус (англ. Richard S. Lazarus3 марта 1922Нью-Йорк — 24 ноября 2002Уолнат-Крик) — американский психолог, специалист в области психологии личности и эмоций, психологического стресса и адаптации, психологического здоровья. Автор ряда шкал и опросников (в том числе Копинг-тест Лазаруса), широко применяемых в исследованиях эмоциональных состояний.

Ричард Лазарус также ислледовал копинг-поведение, взаимодействие среды и личности регулируется двумя-процессами:

  1. когнитивной оценкой;
  2. копингом.

Выделяется два вида когнитивной оценки:

  1. первичная когнитивная оценка;
  2. вторичная когнитивная оценка.

Первичная когнитивная оценка определяется:

  1. степенью воспринимаемой угрозы,
  2. свойствами стрессора,
  3. психологическими особенностями индивида.

результатом первичной когнитвной оценки является вывод об оценке ситуации:

  1. или как угрожающей,
  2. или как ситуации изменения.

Вторичная когнитивная оценка критически дополняет первичную когнитивную оценку и определяет, как:

  1. человек может влиять на негативные события,
  2. каковы ресурсы преодоления стресса.

После когнитивной оценки ситуации индивид приступает к разработке мехнизмов преодоления стресса с целью адаптаци. После мыслительной проработки следует собственно копинг — процесс совладения со стрессом.

Процесс, косвенного приспособления, следующий за стрессовым событием является целостным механизмом. В исследовательских целях целосообразно говорить о его:

  • когнитивном аспекте,
  • эмоциональном аспекте,
  • поведенческом аспекте.

Копинг:

  • может способствовать адаптации личности к конкретной ситуации, эффективности поведения,
  • а может и не способствовать адаптации личности к конкретной ситуации, эффективности поведения.

Таким образом, копинг-поведение может быть

  • гибким и пассивным,
  • продуктивным и непродуктивным.

Наряду с копинг-стратегиями (действиями по совладанию) выделяют копинг-ресурсы личности. Копинг-ресурсы личности — это совокупность условий, способствующих преодолению стресса. Выделяют следующие виды копинг-ресурсов:

  • физические ресурсы (здоровье, выносилвость);
  • социальные ресурсы (индивидуальная социальная сеть, социльно-поддерживающие системы);
  • психологические ресурсы (убеждение, устойчивая самооценка, общительность, интеллект, мораль, юмор);
  • материальные ресурсы (деньги, оборудование).

Понятие копинга разрабатывалось на примерах кризисных ситуаций, связанных с тяжелой болезнью как источником стресса. Е. Хэйм, изучая копинг-процессы у онкологических больных, предпринял попытку перевести формы совладения, описанные разными исследователями, в систему нейтральных понятий и выделил 26 форм копинг-поведения.

Адаптивные варианты копинг-поведения включают такие когнитивные элементы, как:

  • проблемный анализ,
  • установки на собственную ценность,
  • сохранение самообладания.

Три формы поведения, приведенные выше, направлены:

  • на анализ возникших трудностей и возможных путей выхода из трудностей,
  • повышение самооценки и повышение самоконтроля;
  • более глубокое осознание собственной ценности как личности,
  • веры в собственные ресурсы в преодолении трудных ситуаций

Успешные поведенческие копинг-стратегии:

  • сотрудничество,
  • обращение,
  • альтруизм.

Это такие формы поведения личности, при которых личность:

  • вступает в сотрудничество со значимыми (более опытными) людьми,
  • ищет поддержки в социальном окружении,
  • предлагает поддержку близким в преодолении трудностей.

Если взять конкретную жизнь в любой стране, а особенно в странах где страдает уровень образования обучение психологиии в средней школе, то можно заметить, что в случае отклоняющегося поведения люди чрезвычайно часто прибегают к малопродуктивным вариантам копинг-поведения. Таким вариантов копинг-поведения всего три, а именно:

  • Малопродуктивные когнитивные стратегии;
  • Малопродуктивные эмоциональные копинг-стратегии;
  • Малопродуктивные поведенческие стратегии

1. Среди малопродуктивных когнитивных стратегий:

  • смирение,
  • растерянность,
  • диссимуляция,
  • игнорирование,

Таким образом, для эти 4 форм характерны:

  • пассивные формы поведения с отказом от преододения трудностей из-за неверия в свои силы и интеллектуальные ресурсы,
  • недооценка неприятностей.

2 Среди малопродуктивных эмоциональных копинг-стратегий:

  • подавление эмоций,
  • покорность,
  • самообвинение,
  • агрессивность.

Для варианта эмоционального копинг-стратегии характерны варианты поведения:

  • подавленным эмоциональным состоянием,
  • состоянием безнадежности,
  • состоянием покорности,
  • состояния недопущения других чувств,
  • переживанием злости,
  • возложением вины на себя и других.

3. Среди малопродуктивных поведенческих стратегий

  • активное избегание;
  • отступление.

Это поведение, предполагающее:

  • пассивность,
  • уединение,
  • изоляцию,
  • уход от решения проблем.

Также имеет место относительно адаптивные варианты копинг-поведения, конструктивность которых зависит от значимости ситуации преодоления и выраженности ситуации преодоления. Среди когнитивных стратегий к ним относятся три формы поведения:

  • относительность(оценку трудностей в сравнении с другими),
  • придача смысла (придание особого смысла преодолению трудностей),
  • религиозность (вера в бога).

Среди эмоциональных копинг стратегий:

  • эмоциональная разрядка,
  • пассивная кооперация — это поведение, которое направлено либо на снятие напряжения, либо на передачу ответственности по разрешению трудностей другим лицам.

Среди поведенческих копинг стратегий выделяют:

  • компенсация,
  • отвлечение,
  • конструктивная активность — поведение, характеризующееся стремлением к временному отходу от решения проблем, например:
    • 1. с помощью алкоголя,
    • 2. с помощью лекарственных средств,
    • 3. с помощью погружения в любимое дело,
    • 4. с помощью путешествий,
    • 5. с помощью исполнения своих заветных желаний.

Таким образом, стресс — это обычное явление для большинства людей, то есть не для всех людей. Поэтому всегда нужно быть внимательными друг к другу. В ходе жизни формируются привычные для каждого человека копинг-стратегии (процесы, косвенно дающий приспособление, следующий за стрессовым событием). И хотя поведение каждого человека включает различные стратегии, современные данные позволяют говорить о том, что «здоровые» люди достоверно чаще прибегают к более адаптивным формам копинг-поведения и меньше используют неконструктивные формы. В то время как люди с проблемным поведением, например зависимым поведение, склонные к малопродуктивным стратегиям, таким, как уход от проблем и трудностей, отрицание и изоляция [Ялтонский В. М. Копинг-стратеги поведения у наркозависимых и здоровых людей: Дис. … канд.психол.наук — Л.,1996].

2.10. Системное консультирование и системная семейная психотерапия

Развитие в 1960 годах научной дисципилны «Кибернетика» и «Теории систем и системный анализ» дало предпосылки для возникновения направления в научной психологии под название «системное консультирование и системная семейная психотерапия» [Кулаков С. А. На приёме у психолога — подростко. — М., 2001, Чернков А. Системная семейная терапия. — М., 2001]. В необходимом и достаточном условии данного подхода личность человека рассматривается как элемент какой-либо социальной системы. Например, на поведение человека влияет его семья, поскольку человек включен в семейную систему. В данном случае системными семейными характеристиками будут:

  • иерархия,
  • границы,
  • подсистемы,
  • правила,
  • стили коммуникации.

Главная цель семейной системы — это одновременно:

  1. и быстрая адаптация к внутренним изменениям и внешним изменениям,
  2. и гибкая адаптация к внутренним изменениям и внешним изменениям.

Семья может быть:

  1. либо гармоничной семьей,
  2. либо дисфункциональной семьей.

Только два вариант по-другому быть не может. Поэтмоу сразу отвергайте всякого рода психологических манипуляторов, а именно:

  1. пропагандистов, которым заплатили, чтобы они рассказали вам информацию, которую спустили с выше для продвижения какой-то повестки дня,
  2. инфоцыган «успешного успеха» (продажников), который хотят, чтобы вы только купили у них курс,

Любая семья будет тогда и только тогда дисфунциональная, если выполняется хотя бы одно условие из двух существующих достаточных условий:

  1. дисфункциональная семья не справляется со стрессорами,
  2. дисфункциональная семья не обеспечивает условий для личностного роста каждого из своих членов семьи. (еще раз для каждого члена семьи, то есть если хотя бы один из членов семьи будет чувствовать себя ущемленным, то это не даст ему самореализоваться).

Стрессорами являются любые события, требующие изменений в семейной системе, это например:

  • рождение ребенка,
  • смена профессии,
  • миграция семьи,
  • достижение ребенком подросткогового возраста,
  • уход детей из дома,
  • создание ушедшими из дома детей своих детей,
  • смерть члена семьи.

C позиции семейной терапии каждый участник семейного процесса в семейной системе играет определенные роли, а как раз таки семейная система целом стремится к поддержанию устойчивого равновесия. Отклоняющееся поведение — это симптом семейного неблагополучия. В целом симптом семейного неблагополучия служит:

  • удержанию семьи от распада,
  • сохранению привычного равновесия.

Например, наркозависимость подростка ( то есть человек в возрасте от 15 лет по причине необладания критическим мышлением) может как яркий фактический пример являться удерживанием родителей от развода, так родители в данном случае объединяются для борьбы с реальной опасностью.

Проясню этот пример подробнее.

  • То есть представьте ситуацию есть мужчина и есть женщина. Они друга друга совсем не любят (значение слова «любовь» будет дано в последущей статье), но они поженились (вышли замуж) только по тому что возникла нежелательная беременность, то есть говоря в разговорном стиле «по залету сошлись» (ред.)
  • И как бы работа держит на одном месте, так как по факту низкая квалификация (ведь если уволят другую работу не найдешь) — это уже страх изменений, страх конкуренции. То есть человек не хочет меняться.
  • и вот мужчина или женщина с этими мыслями домой приходят и еще друг друга при этом не любят
  • ребенок все это видит или точнее сказать интуитивно считывает
  • но поскольку ребенок не обладает психологическим образование, то он не может как-то до них достучаться и объяснить причину своего недовольства… А в школе например «интересные» друзья предлагают уйти от проблемы попробыв сначала алкоголь (наркотик), а потом возможно что-то потяжлее
  • и вот со временем ребенок замечает, что родители обращают на него внимание только тогда, когда у подростка проблема, а не когда у подростка все хорошо и нужно бы гордитья проделанным подростком результатами.
  • И вот этот ребенок (который уже не ребенок, а подросток), но по факту скрыто применяет такой метод (возможно даже не осознает это) уход от стресса через ЗАВИСИМОЕ ПОВЕДЕНИЕ
  • А это зависимое поведение в свою очередь сдерживает родителей от развода (то есть от того факта, что они съедут друг от друга)

Носитель симптома семейного неблагополучися обозначается как идентифицированный пациент. При симптоме семейного неблагополучия для поведения характерны следующие признаки:

  • поведение при симптоме семейного неблагополучия сильно влияет на всех членов семьи;
  • симптом семейного неблагополучия, выражающийся в поведении непроизволен и не поддается контролю со стороны носителя симптома семейного неблагополучия;
  • симптом семейного неблагополучия закпреляется и поддерживается членами семьи;
  • симптом семейного неблагополучия дат участникам семейного процеса психологическую выгоду.
Кулаков С.А.
Кулаков Сергей Александрович
врач-психотерапевт высшей категории, доктор медицинских наук, профессор кафедры клинической психологии РГПУ им. А. И. Герцена, председатель супервизорского совета Гильдии психотерапии и тренинга, автор учебных пособий «На приеме у психолога – подросток», «Практикум по супервизии в консультировании и психотерапии», «Основы психосоматики», «Практикум по клинической психологии и психотерапии подростков», «Супервизия в психотерапии», соавтор трех изданий «Психотерапевтической энциклопедии».

С. А. Кулаков указывает, что чаще всего причинами симптома семейного неблагополучия в поведении выступают следующие обстоятельства [страница 116,Кулаков С. А. На приеме у психолога — подросток. — М., 2001]:

  1. члены семьи игнорируют семейную проблему и не разделяют ответственность за симптом семейного неблагополучия;
  2. закрытые внешние границы не позволяют получить ресурс извне для решения проблем, блокируя нормальное развитие семейной системы;
  3. размытие границы между семейными подсистемами (супруги, родители супругов, сибсы и так далее) стимулируют процесс хронической беспомощности у всех членов семьи, но особенно у «идентифицированного пациента»;
  4. стереотипные «застывшие» ролевые взаимодействия;
  5. проблемы открытого выражения чувств в семье (нередко кризис, создаваемым симптомом семейного неблагополучия).

Если семья рассматривается как саморегулирующаяся система, а симптоматическое поведение (симптом семейного неблагополучия) как механизим регуляции саморегулирующейся системы, то в случае устранения симптома семейного неблагополучия вся самореглирующая система может оказаться временно нерегулируемой. Поэтому не только носитель симптома неблагополучной семьи, но и вся семья неосознаннно сопротивляется позитивным переменам, в том числе поддерживая отклоняющееся поведение.

3. Конкретная форма письменного самоанализма , который вы можете использовать на практике для анализа отклоняющегося поведения самостоятельно для первичного ознакомления и оценки самого себя самостоятельно

После такого большого анализа психологических концепций мы еще раз смогли убедиться, насколько сложна и многообразна изучаемая нами реальность — отклоняющееся поведение личности. Отклоняющееся поведение может быть

  1. следствием духовных проблем,
  2. связано с внутриличностными кофнликтами и неадекватными и нерелевантными психологическими защитами,
  3. результатом дисфункции
  4. нежелательное поведение может быть просто привычкой — действием, которое неоднократно повторялось и вознаграждалось внешнй выгодой или внутренней выгодой. Это может быть что-то одно или многое сразу.

Конкретизируя рассмотренные психологические факторы отклоняющегося (девиатного) поведения и механизмы отклоняющегося (девиатного) поведения, можно попытаться систематизировать психлогические составляющие отклоняющегося поведения.

Итак, отклоняющееся (девиантное) поведение включает:

  • 1. духовные проблемы — это есть:
    • 1. отсутствие смысла жизни или утрата смысла жизни,
    • 2. несформированные нравественные ценности,
    • 3. редуцированные высшие чувства (совесть, ответственность, честность)
    • 4. внутренняя пустота,
    • 5. блокировка самореализации;
  • 2. деформации в ценностно-мотивационной системе личности — это есть:
    • 1. девиантные ценности,
    • 2. оппозиционная установка,
    • 3. враждебное отношение к людям,
    • 4. ситуативно-эгоцентрическая ориентация,
    • 5. фрустрированность потребностей,
    • 6. внутренние конфликты.
  • 3. эмоциональные проблемы — это есть:
    • тревога,
    • депрессия,
    • негативные переживания (обида, ненависть, вина),
    • трудности понимания
    • трудности выражения эмоций.
  • 4. проблемы саморегуляции — это есть:
    • нарушение способности ставить цели и добиваться выполнения ранее поставленных целей,
    • недадекватная самооценка,
    • чрезмерный контроль или недостаточный контроль,
    • низкая рефлексия,
    • неконструктивные стратегиии совладения со стрессом,
    • низкие адаптивные возможности,
    • дефицит позитивных ресурсов личности.
  • 5. негативный жизненный опыт — это есть:
    • отрицательные привычки;
    • девиантный образ жизни;
    • опыт насилия;
    • травматические жизненные ситуации, превышающие порог индивидуальной переносимости:
      • стресс,
      • фрустрации,
      • кризис,
      • конфликт.

В случае отклоняющегося (девиантного) поведения имеет мест несколько из перечисленных психологических проблем. Остается до конца не ясным вопрос:

— Когда и почему рассмотренные особенности личности превышают порог допустимого, вызывая поведенческие расстройства?

Справедливости ради, следует заметить, что психологические трудности в той или иной степени присущи каждому человеку (например, неуверенность в себе) . Но в силу определенных причин (например, системы личностных смыслов) в одном случае личные проблемы человека стимулируют его к позитивной активности (творчеству, служению людям, служению достижениям), а в другом случае провоцируют отклоняющееся поведение.

Совокупность накопленных клинических данных и эксперементальных данныъ позволяют преполодить, что не существует линейной зависимости между отклоняющимися (девиантными) действиями и каким-либо конкретным фактором, механизмом. Отклоняющееся поведение личности представляет собой сложную форму социального поведения, определенного и ограниченного системой взаимосвязанных факторовусловий и психологических причин.

Выделенные факторы зависимого поведения (условия и психологические причины) можно представить в виде рабочей схемы для анализа. Данная схема позволяет своевременно распознать наиболее уязвимые сферы личности, которые могут выступать одновременно и причинами и стабилизаторами проблемного поведения.

По результатам данного анализа можно составить индивидуальную программу профилактики или преодоления отклоняющегося поведения.

3.1 СХЕМА АНАЛИЗА ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ

А. Оценка отклоняющегося поведения (сокращенно можно ипользовать ОП, но я намеренно не буду сокращать, чтобы каждый раз чётко понимали значение указанных слов)

  • 1. Вид и форма отклоняющегося (девиатного) поведения.
  • 2. Степень выраженности отклоняющегося (девиантного) поведения:
    • 1. частота отклоняющегося поведения
    • 2. индивидуальный ритм отклоняющегося поведения
    • 3. количественные характеристики отклоняющегося поведения (например, продолжительность игры в компьютерные игры или доза алкоголя).
  • 3. Стадия сформированности отклоняющегося поведения, а именно существует 4 стадии:
    • 1. стадия знакомства с отклоняющимся поведением,
    • 2. стадия психологической значимости отклоняющегося поведения
    • 3. стадия физической зависимости или стадия системного заболевания
  • 4. Какой ущерб причинило отклоняющееся поведение самому человеку (здоровью, личности, отношениями)?
  • 5. Какой ущерб нанесен окружающим человека людям?
  • 6. Наблюдается ли снижение уровня социальной адаптации и успешности в результате отклоняющегося поведения?
  • 7. Ситуация, в которой впервые имело место отклоняющееся поведение.
  • 8. Ситуации, в которых отклоняющегося поведения проявляет в настоящее время (было использовано прямо сегодня).
  • 9. Что обычно предшествует отклоняющемуся поведения (запускающие механизмы). (Например, работа которая вам не нравится или обучение в образовательном учреждении, в которое реализует образовательную программу неквалифицированный профессорско-преподавательский состав (люди занимающиеся самодурством) и явно превышающие свои полномочия).
  • 10. Психо-физическое состояние непосредственно во время самого отклоняющемуся (девиантному) поведению (например, во время употребления алкоголя или компьютерной игры).
  • 11. Последующие события (состояние, мысли, действия).
  • 12. Реакция окружающих людей.
  • 13. Что или кто провоцирует (усиливает) нежелательное поведение, приводящее в итоге к применению отклоняющемуся (девиантному) поведению?
  • 14. Что исключает данное отклоняющемуся (девиантному) поведению (когда и благодаря чему не бывает)?
  • 15. Каково отношение самой личности к отклоняющемуся (девиантному) поведению?

Б. Конституционально-биологические предпосылки отклоняющегося поведенияотсылка №1

  • 1. сензитивность (повышенная чувствительность к любому внешнему воздействию);
  • 2. эмоциональность (яркость переживаний) и эмоциональная лобильность (резкие перепады настроения);
  • 3. пониженный фон настроения;
  • 4. чрезмерная двигательная подвижность;
  • 5. импульсивность (склонность к быстрой реакции, необдуманной реакции, некотролируемой реакции);
  • 6. низкая адаптивность (неспособность быстро и неспособность эффективно изменять свое поведение в ответ на изменения ситуации);
  • 7. склонность к быстрому формированию стойких поведенческих стереотипов
  • 8. ригидность — склонность к застреванию на какой-либо активности
  • 9. склонность к соматизации (телесному реагированию на неблагоприятные факторы, а именно:
    • 1. телесным напряжением,
    • 2. аллергией,
    • 3. соматическими заболеваниями);
  • 10. сниженная обучаемость;
  • 11. физические дефекты;
  • 12. хронические соматические заболевания;
  • 13. психические заболвеания.

отсылка №1Данные 12 штук перечисленных особенностей носят преимущественно врожденный характер. Особенности, которые носят врожденный характер, сохраняются на протяжении всей жизни личности. Если у одного человека присутствуют несколько таких особенностей, целесообразно говорить о типологической предрасположенности к отклоняющемуся поведению. (Этому уровню, в свою очередь, предшествует генетический уровень и физиологический уровень. Для анализма генетического уровня и физиологического уровня не достаточно простого наблюдения, необходимы специальные методы диагностики).

В. Индивидуально-личностные особенности, поддерживающие отклоняющееся поведениеотсылка №2

(необходимо идентифицировать только те психологические особенности, которые несомненно подходят к изучаемой личности)

  • длительное состояние фрустрации ведущих потребностей личности;
  • преобладание негативных эмоциональных состояний, а именно [
    • тревога;
    • бессилия,
    • отчаяния,
    • боли,
    • вины,
    • агрессии,
    • депрессии];
  • наличие сверхсильной травмы в личной истории а именно [
    • потеря родителей или близкного человека,
    • сообщение о неизличимом заболевании,
    • пережитое насилие,
    • участие в военных действиях и спецоперациях,
    • участие терракте или катастрофе];
  • алекситимия — это слабая речевая регуляция, а именно есть 3 ключевых признака именно [
    • непонимание своих переживаний и неумение формулировать свои переживания в словах,
    • склонность отыгрывать аффекты в действиях,
    • слабое развитие рефлексии];
  • несформированность ассертивного поведения, а именно [
    • неспособность открыто выражать свои чувства;
    • неумение отстаивать свои интересы];
  • несформированность коммуниукативных навыков, в том числе способов конструктивного разрешения кнфликтов;
  • непродуктивные способы совладения с повседнвым стрессом [например,
    • уход (например, с уроков, с лекции, с семинара, с лабораторной работы, уход с занимаемой должности);
    • изоляция (в квартире, в частной доме, в заброшенном здании);
    • отрицание по факту существующей проблемы];
  • несформированность позитивных интересов;
  • дефицит целепологания, а именно [
    1. неумение ставить цели,
    2. неумение планировать будущее,
    3. неумение настойчиво реализовывать план];
  • ложная самоидентичность и заниженная самооценка;
  • чрезмерная зависимость от оценок окружающих;
  • отклонение индивидуальных ценностей от социальных норм и социальных правил (то есть доминирование отклоняющихся ценностей (девиантных ценностей));
  • неразвитость высших чувств, а именно [
    • совесть,
    • ответственность
    • чувства долга,
    • альтруизма,
    • сострадания,
    • веры].
  • отсуствия смысла жизни или утрата смысла жизни

отсылка №2Перечисленные 14 особенностей формируются в течение всей жизни (по крайней мере пока жив головной мозг). Сочетание нескольких проблем определяет психологическую предрасположенность к отклоняющемуся поведению.

Г. Социально-групповые условия, поддерживающие отклоняющееся поведение

(выбрать и отметить подходящее для вас)

  • отсутствие родительской семьи;
  • неполная семья (отсутствие отца или отсутствие матери);
  • семья с девиантным поведением;
  • низкий социальный статус семьи;
  • семья, переживающая кризис, под кризисом имеется в виду следующие события (
    • развод,
    • финансовый кризис,
    • эмиграция,
    • переезд,
    • смерть члена семьи,
    • серьезное заболевание члена семьи).
  • социальная изоляция личности;
  • отсутствие поддерживающей социальной группы;
  • низкий личный статус в ведущей социальной группе, а именно [
    • в учебной группе (в школе, в колледже, в университете),
    • в рабочем коллективе].
  • отсутствие близких друзей;
  • отсутствие сексуального партера;
  • общественная незанятость, а именно [
    • отсутствие работы
    • отсутствие любимого занятия,
    • отсутствие общественной деятельности].
  • наличие проблемной / отклоняющейся (девиантной) социальной группы (класс, группа людей в университете, обладающих низкой квалификацией, но не имеющих ценностных представлений)
  • проблемные друзья (в том числе с отклоняющимся поведением).

4. Заключение

  • Вид и форма ОП
  • Степень опасности (степень деструктивности и степень ущерба);
  • Основные внешные условия, поддерживающие ОП;
  • Конситуционально-биологические предпосылки к ОП;
  • Ведущие осознаваемые мотивы ОП (внутренние причины, которые осознаются личностью);
  • Ведущие неосознаваемые мотивы ОП (скрытая психологическая выгода);
  • Основные внешние услоивия, препятствующие отклоняющемуся поведения (ингибиторы отклоняющегося поведеня)
  • Личностные ресуры (индивидуальные особенности, которые помогают воздерживаться от отклоняющегося поведения);
  • Рекомендации по преодолению ОП (стратегия изменения, индивидуальная программа психологической помощи)1.

1Девятые пункт, написанный в заключении это самый важный из всей этой статьи, так как в целом поведенческий анализ — это целенаправленный сбор информации об отклоняющемся поведении в целях позитивного изменения поведения. Это один из ведущих методов работы с отклоняющимя (девиантным) поведением, так и в форме письменного самоанализа по заданной схеме. Этот ведущий метод работы с отклоняющимся поведение может осуществляться заочно — в беседе

  • или с родственниками, которые хорошо знают (отражают факты в своем сознании) личность с отклоняющимся (девиантным) поведением);
  • или с людьми, которые хорошо знают (отражают факты в своем созании) личность с отклоняющимся (девиантным) поведением.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.