Гуманистический подход к отклоняющемуся (девиантному) поведению. Урок №17

- Введение
- Гуманистический подход
- Основоположник клиентоценрированной психологии (или просто психотерапия — это больше используется при разговорном стиле) Карла Роджерса
- Психологические факты по понятию «самоактуализация» в нулевой гипотезе А. Маслоу
- Психологические факты по понятию «самоактуализация» в нулевой гипотезе Э. Фромма
- Заключение
1. Введение
В статье №16 мы рассмотрели с вами экзистенциальный подход к отклоняющемуся (девиантному) поведению, а сейчас рассмотрим дополняющий этот экзистенциальной подход гуманистический подход. Вообще в науке их называют так экзистенциально-гуманистический подход, но я их специально разбил их на два подхода, чтобы вы смогли уловить суть каждого для полного понимания происходящих ситуаций.

Роджерс считал свой метод универсальным, то есть, применимым и эффективным в работе с самыми разными типами клиентов — как для групп (учебных классов, трудовых коллективов), так и для индивидуальной работы (школьников, родителей, ветеранов), для людей разных культур, видов деятельности, религиозных взглядов. В частности, метод применим для разрешения конфликтов — как внутриличностных, так и межличностных и межгрупповых. Клиент-центрированная терапия Роджерса способна решать широкий диапазон практических задач, с которыми сталкиваются клиенты: профессиональные проблемы, проблемы в супружеских отношениях, психосоматические расстройства и т. д. В течение последних лет терапевты наблюдали за тем, как успешно проходит с отдельными клиентами, с всё «более и более глубокой продолжительностью, всё глубже затрагивая и преобразуя саму организацию личности». Возвращаясь к статистике, можно добавить приведённые автором данные: «если десять лет назад консультант, использующий недирективный подход, в среднем проводил с каждым клиентом 5-6 обследований (очень редко 15), то сегодня, благодаря клиентцентрированному подходу — 15-20 собеседований (изредка цифра доходит до 100)». Произошло это, по мнению Роджерса, благодаря возросшему мастерству консультанта.
Карл Роджерс особо подчёркивал эффективность клиентцентрированной терапии в игровом взаимодействии с проблемными детьми. В работе по данной области, согласно позиции автора, вербальная коммуникация нередко сведена к минимуму, а в некоторых случаях, мы наблюдаем даже полное её отсутствие. Самым же важным моментом здесь является групповая терапия (кстати она даёт хороший эффект не только при работе с проблемными детьми, но и со взрослыми). Эффект её заключается в наблюдении за действиями партнёра как за наглядным близким примером.
2. Гуманистический подход
2.1. Основоположник клиентоценрированной психологии (или просто психотерапия) Карла Роджерса
Главное место при гуманистическом подходе занимают понятия «самости» и «самоактуализации» [понятие самости в переводе с русского языка немного сбивает развернутый смысл определения и дает не совсем точное представление для человека-обывателя, поэтому психологи решили заменить понятие «самость» на понятие «Я-концепция«].
Самость или Я-концепция — это совокупность представлений о себе, которые являются результатом опыта и непрерывно изменяются в течение жизни.
Самоактуализация — это стремление личности личности к росту и развитию в соответствии с изначально заложенными в личности потенциальными возможностями. Тенденция к самоактуализации ярко проявляется у человека и является признаком личностного благополучия.
Самоактуализирующаяся личность имеет ряд специфических характеристик:
- открытость новому опыту,
- веру в свой организм,
- внутренний локус контроля, а именно:
- самостоятельность,
- независимость,
- ответственность,
- стремление существовать в процессе (роста и развития).
Нормальная (здоровая) личность относительно близка к идеалу самоактуализирующейся личности [Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ. — М., 1994].
У аномальной (предрасположенной к патологии) личности процесс самоактуализации заблокирован и существует лишь в возможности. Основной преградой, по мнению профессора Карла Роджерса, и является главной причиной так называемых условных ценностей. Условные ценности приводят к тому, что человек относится положительно к себе и другим людям только в случае соответствия этих людей каким-то условным идеалам. В то время как при безусловном положительном отношении человек рассматривается как высшая ценность и этот же человек заслуживает принятия без каких-либо условий его соответствия выдуманным идеалам-требованиям.
Условные ценности формируются в детстве в семье, например, когда мать, используя потребности ребенка в любви и потребность ребенка в уважении, выражает отрицательное отношение к этому ребенку из-за невыполнения этим ребенком конкретных требований. Далее самоуважение ребенка будет зависеть от навязанных ценностей матери и способности ребенка соответствовать этим навязанным ценностям от матери. Находясь под жестким влиянием навязанных условных ценностей, личность по существу превращается в маску-личину маску-личину

Таким образом, для нормального развития человек должен иметь опыт самовыражения. Напротив же:
- нереалистичные, искаженные представления о себе,
- протеворечивый опыт,
- внутренний конфликт между потребностью в самореализации и зависимостью от оценко извне.
Эти три фактора неизбежно вызывают проблемное поведение. А значит, для преодоления личностных проблем и поведенческих проблем необходимо стимулировать процесс самоактуализации, создавая специальные условия. Например, в ходе клиентоцентрированной терапии (или психотерапия) — это:
- искренний интерес к личности,
- безусловное положительное принятие человека,
- безоценочное отношение к человеку.
2.2 Психологические факты к понятию самоактуализация по А. Маслоу
Понятие самоактуализации личности является ключевым также для А. Маслоу

Согласно субъективным представлениям Абрахама Маслоу, человек как целостная система действует в соответствии с врожденными потребностями, которые реализуются под влиянием социальных условий. Потребности образуют иерархию (рис. 1)— от низших потребностей к высшим потребностям:

Условно потребности для простоты восприятия можно поделить на 5 уровней:
- 1 уровень: физиологические потребности (еда, секс, сон);
- 2 уровень: потребность в безопасности (отсутствие угроз как психологических, так и физических в окружении);
- 3 уровень: потребности в любви и привязанности (нахождение человека который поймет тебя и будет любит таким какой ты есть)
- 4 уровень: потребности в признании и оценке
- 5 уровень: потребности в самоактуализации — реализации потенций, способностей и талантов человека.
Высшие потребности активизируются только тогда, когда удовлетворены более низшие потребности. На 5 уровне — потребность в самоактуализациии, если говорить про не, то как способность присутствует у большинства людей, но лишь у небольшого меньшенства самоактуализация является в какой-то степени свершившейся. Такие люди — самоакутализирующиеся личности — выступают примером нормального развития, поскольку максимально полно воплощают человеческую сущность [Cонин В. А. Шлионский Л. В. Классики мировой психологии. — СПю., 2001].
Из концепции самоактуализации А. Маслоу вытекают следующие выводы.
- Одной из причин отклоняющегося поведения может выступать блокировка процесса самоактуализации, а это означает, что:
- возникает фрустрация базовых потребностей (препятствия на пути удовлетвореня физиологических потребностей)
- индивидуальную фиксацию (закрепление )на потребностях низших уровней,
- недоразвитие высших потребностей или неблагоприятные социальные условия.
Если в силу разных причин нормальная самоактуализация через любовь, творчество и духовность невозможна, то нормальная самоактуализация может быть подменена самовыражением через отклоняющееся (девиантное) поведение.
2.3 Психологические факты к понятию самоактуализация по Э. Фромму

Подходы Эриха Зелигманна Фромма очень похожи и близки к рассматриваемому нами понятию самоактуализация (несмотря на то, что чисто с формальной точки зрения он относится к так называемому «неофрейдизму«). Согласно нулевой гипотезе Э. Фромма, человек стремясь к гармонии с самим собой и с природой, человек вынужден преодолевать экзистенциальные противоречия, а именно:
- дихотомия (греч. διχοτομία: δῐχῆ, «надвое» + τομή, «деление») жизни и смерти;
- конфликт между стремлением к реализации всех возможностей и недостаточная для это реализации всех возможностей продолжительность жизни;
- противоречие между чувством одиночества и связанности с другими людьми.
Человек (на 2022 год) все ещё не может устранить эти три объективных противоречия, но человек может по-разному на них реагировать. Человек преодолевает:
- свое противостояние миру
- свое противостояние чувству одиночества,
- свое противостояние чувству бессилия.
Эти три механизма приводят к «бегству от свободы». То есть эти три механизма противостоят «позитивной свободе» — подлинной связи человека с миром через любовь и труд. [ Здесь я прочитал 3 книги и вам тоже рекомендую:
- Фромм Э. Печаль и меланхолия // Психология эмоций. — М., 1984,
- Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. — М., 1994.
- Фромм Э. Бегство от свободы. — М.,1990].
Первый механизм
Э. Фромм обозначил первый механизм («свое противостояние миру») как авторитарный характер. Авторитарная личность отказывается от:
- собственного Я,
- от бремени свободы,
- от бремени автномности (от собственной независимости).
Наиболее полно этот тип бегства от свободы проявляет в тоталитарных государствах, где народные массы симбиотически сливаются с лидером (монархом, президентом, царем названия могут быть любыми).
Второй механизм
Второй механизм «бегства от свободы» — автоматизирующий конформизм (под словом «конформизм» имеется в виду корформистская адаптация — это приспособление за счёт подавление иднивидуальности, блокировка самореализации), при котором человек понлостью усваивает тип личности, предлагаемый этому человеку социальным шаблоном, тем самым человек утрачивает индивидуальность.
Третий механизм
Третий механизм — это деструктивность — связан с отчуждением от мира через разрушение мира. В отличие от садизма деструктивность не стремится к господству, но деструктивность превращает все живое в мертвое.
3. Заключение
Таким образом, можно сделать вывод прочитав предыдущую (статья №16) и эти статью, что экзистенциально-гуманистическая подход к отклоняющемуся (девиантному) поведению делает акциент на высших проявлениях человеческой личности, такие, как:
- духовное существование (в научном стиле слово существование заменяют на «бытие»),
- самоактуализация.
Духовное существование ( заметьте здесь не имеется в виду религия) предполагает выход за пределы своей личности. Духовное существование создает предпосылки к:
- самоопределению в человеческих ценностях,
- дает возможность человеку признать важность своей индивидуальности и важность своей самореализацией.
Духовное существование проявляется в высших чувствах, таких, как:
- свобода и ответственность,
- долг,
- сострадание,
- уважение,
- интерес,
- любовь,
- надежда,
- радость творчества.
В случае отклонения каждый человек со временем понимает, что эти 8 пунктов от него все дальше и дальше. Поэтому отклоняющееся (девиантное) поведение, безусловно, можно рассмаривать как следствие экзистенциальных проблем личности и нарушений духовного (здесь под словом «духовного» не идет речь про «религию» не путайте понятия) развития личности.