Kazan
2636365
r6fil1@gmail.com

Частное образование и государственное образование: как учиться и чему учиться в XXI веке

Фонд создания достоверных взаимоотношений между людьми "Pravda"

Частное образование и государственное образование: как учиться и чему учиться в XXI веке

  1. Введение
  2. Цели образования
    1. Понять основы наук
    2. Понять основы научного мышления
    3. Когнитивные искажения и ошибки восприятия
    4. Не существует идеального выбора
    5. Правильно искать дело жизни
    6. Потратить время, чтобы стать экспертом
    7. Советы тем, кому 15-17 лет
    8. Где учиться прямо сейчас
    9. Роль учителя

1.Введение

  1. Закончи школу поступи в университет.
  2. Закончи университет найди работу.
  3. Закончи работу выйди на пенсию
  4. Закончи пенсию и…

Здраствуйте друзья. Сегодня животрепещущая тема перед началом Нового года. Вы когда-нибудь задумывались, зачем вообще нужно образование? Вопрос не в том, зачем государство и общество хочет, чтобы вы получали образование тут то как раз все понятно:

Ты должен приносить пользу обществу! Работать на благо страны! На благо бога императора и благо партии!

И в этом побудительном предложении даже есть кусочек истины. Элементарные навыки:

  1. читать;
  2. писать;
  3. считать.

Ну там чтобы кредиты брать, а затем пунктуально эти кредиты возвращать. Или чтобы сравнивать параметры двух пылесосов, стиральных машин перед покупкой. Я также разобраться в настройках Instagrm и VK для написания сообщение друг другу. В общем по идеи минимальное образование необходимо для такой типичной обывательской и мещанской деятельности. Однако я очень хочу чтобы вы отбросили эту потребительскую чепуху. Я хочу, чтобы вы для себя четко сформулировали, зачем образование нужно именно вам. Ни окружающим вас людям, ни родителям, ни прочим равнодушным людям и учителям, а именно вам.

2. Цели образования

У хорошего образования, которое действительно стоит получать может быть только 2 цели:

  1. Очертить пространство выбора, то есть показать вам, какие есть пути для достижения счастья и успеха, а также какие могут быть проблемы и последствия при выборе каждого из этих путей, и чем точнее и больше будет эта информация, тем более обоснованным будет каждое ваше принятое решение.
  2. Вторая цель более утилитарна. Дать инструменты для достижения желаемого, то есть дать вам методики, технологии для достижения всего того, что именно вы хотите. Предложить конкретные приемы, показать примеры, помочь обрести уверенность в собственных силах.

Ну и коронная фраза, которую вы все слышали:

— Хорошее образование поможет вам найти свое место в условиях непростой жизни на территории Российской Федерации. Хорошее образование раскроет ваш потенциал, и даст вам возможность делать прежде всего то, что нужно именно вам самим, а вовсе не то, что хотят получить от вас другие.

Образование это очень трудоемкая тема. И для достижения двух заявленных целей учится придется много, учится придется долго, потому что беда человека без хорошего образования состоит во все не в том, что этот человек чего то там не знает. Проблема в том, что этот человек даже не представляет размеров своего незнания. Человек без образования он изначально ограничен своим житейским бытовым опытом и когнитивными ошибками, и по мере взросления выйти из этого замкнутого круга без посторонней помощи с каждым годом становится все сложнее и сложнее.

Поэтому люди верят в гороскопы, магию, гадания и прочее мракобесие

Заметка №1

И тут главный вопрос:

— Что же конкретно нужно знать?

Ответ:

— Я специально составил для вас список. Так что берите ручки или открывайте Word файл и конспектируйте то, что сейчас будет идти дальше, потому что то о чем пойдет речь сейчас, я считаю нужно рассказывать абсолютно каждому человеку со школьной поры.

Это не «секретный список» и не научный факт. Это моё личное мнение, основанное на статистике учеников с которыми я занимался репетиторством

Для справки у меня было 497 учеников.

2.1. Понять основы наук

Итак, чтобы принимать качественное решение, человеку в любом сознательном возрасте от 18 до 85 лет нужно в первую очередь понять основы наук. Прежде всего я бы выделил 6 наук:

  1. Математика
  2. Физика
  3. Биология
  4. Политика (в России этот предмет обычно называют «История»)
  5. Экономика
  6. Психология

Слишком глубоко копать каждую из этих наук не так критично. Достаточно уметь извлекать знания, навыки и компетенции в объеме первого университетского курса. Это нужно как раз для того, чтобы понимать как в принципе функционирует окружающая действительность, которая состоит из:

  1. бытие и небытие,
  2. неживой природы,
  3. живой природы,
  4. взаимоотношений государств,
  5. экономических отношений,
  6. личных взаимоотношений между люди.

Понимать нужно для того, чтобы вы смогли сформулировать своё собственное мнение по важнейшим вопросам и в будущем имели пространство для выбора.

2.2. Понять основы научного мышления

Прежде всего речь идет о таких понятиях как:

  1. Коэффициент корреляция rXY двух случайных величин (коротко пишут с.в.) X и Y называется отношение их ковариации (корреляционного момента) к произведению их среднеквадратичного отклонения (коротко пишут с. к. о.). Коэффициент корреляции является лучшей оценкой степени влияния одной случайной величины на другую случайную величину.
  2. Корреляционный момент (или ковариация или момент связи) двух случайных величин X и Y называется математическое ожидание произведения отклонений этих случайных величин от их математического ожидания и обозначается через KXY или cov(X,Y)
  3. Генеральная выборка — множество всех явлений, которые существует и человек может себе вообразить,
  4. Репрезентативность выборки из генеральной выборки — это подмножество из множество всех явлений. Выделение такого подмножество помогает с определенной точностью принять решение из-за ограниченности возможности выбора всех явлений, так как это трудоемко и не всегда бывает необходимо.
  5. Простейшие методы исследований и познания окружающей среды, а именно:
    1. эксперимент;
    2. логика;
    3. простейшие методы доказательства.

Все это может быть и звучит для обывателя страшно, но все это просто. Это реально просто и тем не менее большинство населения Российской Федерации этого не понимают. Кстати про научное мышление у меня будет отдельная статья, потому что для большинства граждан-обывателей это больная тема и именно не хватка научного мышления приводит к огромному количеству мракобесия в нашей стране. Более того не только в нашей стране, а вообще во всем мире.

Простой пример. Недавно мне на глаза попалось такое интересное исследование, звучало оно так:

— Какой вид спорта больше все продлевает жизнь?

Ваша задача заключается сейчас в том, чтобы понять в чем разница между корреляцией и причинно-следственной связью

Задача, чтобы вы вникли в суть, что я хочу донести для вас

И в резюме к исследованию давалась таблица в которой были приведены различные виды спорта и для каждого из них указывалось, сколько дополнительных лет жизни этот спорт вам даст. Посмотрев эту таблицу, я мягко говоря удивился результатом. Вы только задумайтесь:

  1. плавание в бассейне подарит вам в среднем 4 дополнительных года к вашей жизни
  2. игра в теннис внезапно — 9 дополнительных лет к вашей жизни
  3. игра в гольф накидывает вам — 11 лет дополнительных лет к вашей жизни

Впечатляет? Безусловно, и гольф и теннис полезно для здоровья, гораздо полезнее чем просто лежать на диване и ничего не делать. Но каким это волшебным образом они приносят больше пользы чем плавание в бассейне? Разгадка в том, что они не приносят. Просто в исследовании есть неучтенный третий фактор. Дело в том, что гольф и теннис — это дорогие виды спорта. Cогластесь бассейн в крупном городе доступен всем, а вот играть в теннис и уж тем более гольф.

Средний класс и выше: на обязательные расходы уходит меньше 50% доходов

Это могут позволить себе довольно таки обеспеченные люди, а это как раз те люди у которых достаточно денег и на дорогой спорт, и на дорогую медицину, а самое главное у них есть желание и время заниматься этим дорогим и своим здоровьем. Так что же удивительного в том, что они живут на 9, а то и на 11 лет дольше. Да ничего удивительного, но дело то здесь не в спорте.

Ладно это я отвлекся. Возвращаемся к нашему образовательному списку.

2.3. Когнитивные искажения и ошибки восприятия

Третий пункт из того, что вам нужно усвоить — это типичные когнитивные искажения и ошибки восприятия, которым подвержены окружающие вас люди и вы сами.

Ловушка невозвратных потерь, предвзятость подтверждения и так далее.

Это не весь, здесь он приведен только как пример

Без знания о том, что существуют искажения становится так соблазнительно и легко поверить разным не доказанным как научный факт гипотезам. Например, возьмем гомеопатию, то есть когда вы приняли таблетку пустышку и вроде помогло, а кто в это время гомеопатией лечит рак или еще хуже истерикой. Проблема в том, что когнитивные искажения не связаны с интеллектом человека. И умные ошибаются тут не реже чем глупцы, поэтому нужно просто знать о существовании такой проблемы. Это опять же серьезный материал для отдельной статьи, и эту статью я скоро напишу. Но если вы хотите разобраться в этой теме и как можно скорее, то могу порекомендовать книгу Рольф Добелли «Искусство мыслить ясно»

2.4. Не существует идеального выбора

Понять, что категоричный выбор раз и навсегда это утопия, что невозможно выбрать, что невозможно предсказать правильный, единственный и идеальный путь. И тем более нельзя сделать это предсказание заранее не попробовав этот путь. Знайте мне часто пишут в личные сообщение такого содержания:

  1. Куда поступать?
  2. На кого учиться?
  3. Как определить лучшую и перспективную профессию?

И я, честно говоря, не знаю, что эти людям отвечать, потому что самый настоящий и честный ответ:

Никак! Пока вы лично не попробуйте ту или иную деятельность, вы вряд ли сможете понять, подходит вам такая профессия или нет. Поэтому не бойтесь пробывать себя в чем-то новом. Если понравится, то отлично, а если же не зашло на вас, то забиваем и идем дальше.

Но разумеется это вовсе не означает, что вам необходимо в слепую перебирать все профессии подряд. Нужно учитывать и ваши собственные интересы, и ваши индивидуальные генетические предрасположенности. И тут мы плавно переходим к пункту 2.5.

2.5. Правильно искать «дело жизни»

Учитывая все вышесказанное, чтобы найти дело всей своей жизни необходимо выбрать что-то такое что будет лежать на пересечении трех пунктов. Найти дело, которое:

  1. Интересно
  2. Получается
  3. За которое платят деньги

По этому поводу я уже писал целую статью. Там все рассказано подробно:

  1. Как человеку выбрать дело в своей жизни?
  2. Что нужно делать дальше?
  3. И каких типичных ошибок избегать?

Кому интересно, то посмотрите. Если несколько дел кажутся вам одинаково перспективными. Если вы буквально мечитесь и не знаете, что из них выбрать, то выбирайте любое. Когда два вариант кажутся одинаково перспективными, то гораздо лучше выбрать из них нежели бесконечно откладывать и откладывать этот выбор. Приняли решение и вперед исполнять.

Из двух одинаково привлекательных вариантов выбирайте любой наугад, опираясь на свое чутье.

Принцип статистического выбора

Но выбрать мало, поэтому есть еще один пункт.

2.6. Потратить время, чтобы стать экспертом

Вам предстоит не просто выбрать, но и заняться выбранным делом и заниматься им так долго и так много, чтобы стать признанным экспертом в нем. После чего можно будет конвертировать приобретенный статус эксперта в любые желаемые блага:

  1. деньги;
  2. власть;
  3. известность;
  4. и так далее.

Однако чтобы стать лучшим или одним из лучших любому человеку потребуется время, прочим много времени.

Не существует никаких «быстрых секретных путей к успеху»

Очевидная мысль, которую большинство людей пропускают мимо ушей

Именно поэтому ни в коем случае не ориентируйтесь на рейтинги профессий. Не надо выискивать в рейтингах, что перспективно, а что нет. Вы обязаны ориентироваться только на то, что интересно лично вам. В противном случае вам просто не хватит терпения. Вы просто не сможете посвятить выбранному делу достаточно времени, чтобы развиться в нем до требуемого уровня, и получать достойную оплату за свое развитие. Пусть мой печальный опыт будет вам примером. Да мне нравится физика и математика, и всегда нравились, но ещё больше мне нравилось то, что чем я занимаюсь сейчас. Мне нравится психология. Мне нравится помогать другим и делать их жизнь лучше. Но математику и физику, я рассматриваю только как инструмент. Именно поэтому я терпеть не мог изучать сложную и фундаментальную математику в университете. Собственно поэтому я и ушел из Института Физики Казанского Федерального Университета. И я решил сразу заняться психологией. Начал действовать. Основал свой фонд. Запустил свой сайт.

2.7. Советы тем, кому 15-17 лет

Возможно я сейчас повторю свою мысль, но всему тому, что я сейчас рассказываю нужно учить детей еще со школы:

  1. Необходимо мыслить молодого человек свободно, а не как раба для службы в государственных органах;
  2. Научить молодого человека видеть собственные ошибки
  3. Научить молодого человека видеть чужие манипуляции и когнитивные искажения

Вот эти три пункта и есть настоящая и достойная цель образования. И именно с такой позиции:

  1. выпуская квалификационная работа;
  2. сдача зачетов с оценкой, экзаменов;
  3. ваше дело, ваша работа.

Вот эти три пункта это всего лишь инструменты, это лишь промежуточные шаги для достижения того чего вы действительно хотите. Вся проблема в том, что большинство людей не контролируют свою жизнь первые грубо говоря 15-18 лет.

Критерий бедности: более 50% дохода тратится на обязательные платежи

Об отличие понятий бедности и нищета мы уже говорили

Если вы растёте в бедной семье, то, к сожалению, скорее всего вам не дадут того образования, в том смысле о котором мы только что говорили выше. Ваши родители будут рассказывать вам всякие глупости, которые звучат примерно так:

— Главное это престижная работа! Нет! Нет! Нет!

— Главное это машина и жилье! Нет! Нет! Нет!

Проблема в том, что все мечты, все цели и стремления такого человека будут буквально противоположны том, что нужно действительно знать и делать, чтобы стать счастливым. Запомните эти слова, заклинаю вас:

Нужна не «престижная работа», а вам жизненно необходима любимая работа!

Я бы хотел, чтобы это было написано на каждом видном месте зданий институтов не только Казанского Федерального Университета, но все средних, высших образовательных учреждений. Я бы обязал это уровне федерального закона ввести этот лозунг в каждом учебном заведении не только Российской Федерации, но и других стран.

Бедность — это очень плохой прогностический признак. Я об этом много раз говорил, поэтому вырваться из бедности ваша первоочередная задача в жизни.

2.8. Где учиться сейчас?

— А как и где все это замечательное образование получать?

— Быть может книги почитать?

— Или может сходить на курсы? Но куда и на какие курсы?

Вообще есть хорошие университеты.

Лига Плюща — союз сильнейших университетов США, Гарвардский университет, Йельский университет.

По все показателям фактически обгоняет другие страны по уровню и качеству образования

Но давайте будем честными. У большинства людей нет ни денег, ни возможностей учиться в таких высокоуровневых университетах.

И снова всё упирается в финансы!

Чувствуете, что без денег вы даже в аэропорт не сможете сесть, не говоря уж о процессе получения профессиональной визы.

Да, что уж там. У большинства людей не хватит ни денег, ни моральных сил даже на учебу в Институте Физики Казанского Федерального Университета. Это я говорю как человек который поступил в Институт Физики КФУ, проучился там, и так его и не закончил.

Но выход есть. Давайте с вами задумаемся и ответим на вопрос:

— А крутой университет это собственно что такое?

Ответ:

Это прежде всего:

  1. Достоверные и интересно спланированные образовательные программы
  2. Достоверная и интересная образовательная среда
  3. Искренние и не боящиеся говорить правду даже если их взгляды не соответствуют взглядам пропаганды учителя, не обладающие собственной семьей, люди, которые готовы отдавать свои моральные, физические силы своим студентам. Это честные люди, которые не должны быть малодушными, эгоистичными.

Университет = образовательная программа + образовательная среда + свободные от политических воззрений учителя

Ответ на вопрос: «Что такое университет?»

Самая главная мысль: большинство лекций таких крутых учителей сейчас доступно на You-tube. Книги западных ученых переводят на русский язык и издают в Российской Федерации, поэтому смотрите лекции, читайте книги, то есть берите все на вооружение.

Начните, например, с научного труда Роберта Сапольски «Вводный курс по биологии человека», который он читает в Стэндфордском университете как раз поможет вам разобраться в собственных мотивах и переживаниях. Единственный минус такого подхода, это отсутствие обратной связи с теми учителями, которые как раз таки и пишут эти книги и создают курсы, то есть у вас нет контакта с тем преподавателем, который преподает в университете. И вот об учителях и контактах с ними хотелось бы поговорить отдельно.

2.9. Роль учителя

То, что хороший учитель загрузит в вашу голову за год вы сами будете грузить в себе может быть 3 года, а может быть и 5 лет, потому что учитель изначально задает вам достоверное направление, а затем вам дает еще и дает обратную связь, а если еще учитель владеет техникой осознанной практики, так это вообще люди, которые могут принимать решение.

К сожалению действительно крутых учителей мало, поэтому кстати такое хорошее образование так дорого и стоит, ведь по сути вы покупаете ни корочку, ни диплом, а вы покупаете годы вашей собственной жизни, которые потратили бы на то ,чтобы изучить тот же самый материал, но самостоятельно. Поэтому не стесняйтесь задавать вопросы. Пишите прямо в комментариях в том числе и под моей статьей:

— Что вас беспокоит?

— Какие у вас проблемы?

— И чтобы вы хотели из моих статей узнать и получить?

А я постараюсь дать вам ту самую обратную связь, которая как раз и ускоряет ваш прогресс в разы и на порядки. Вы можете спросить:

— Рафиль, а зачем тебе это?

Ответ очень простой:

— Я как раз и хочу стать таким крутым учителем, чтобы в будущем помогать как можно большему количеству людей. Да я уже научился классно преподавать математику. Но психология, а также мой собственный проект создания достоверных взаимоотношений между людьми «Pravda» — это совсем другой уровень, и здесь я практически учусь вместе с вами. Так что не стесняйтесь спрашивать, не стесняйтесь оставлять комментарии, тем более что все мои консультации здесь на сайта для вас абсолютно бесплатны.

2.10. Выводы

К теме образования мы будем возвращаться еще много и много раз, потому что формальное образование и детское воспитание — это два ключевых фактора, которые буквально определяют ваше будущее, причем больше чем генетика.

Чем дальше развивается экономика, тем важнее фактор качественного получения образования

90% выпускников высших образовательных учреждений не могут найти работу по специальности, а если и находят работу по специальности, то через 2-3 увольняются по собственному желанию, так получили не качественное образование, которое уже другие первокурсники других лет давно обогнали.

Я расскажу вам про множество исследований. Например, недавно в лучших американских университетах изучали отношение студентов отличников к собственным оценкам и выявили интересную закономерность. Дело в том, что студенты разделились на три группы:

  1. В первую группу вошли те, кто хотели доказать себе или другим, что они могут учиться на оценки отлично, что они действительно знают, а не делают вид, что знают
  2. Во-вторую группу вошли те, кто учился хорошо просто потому что так надо, потому что есть образовательная программа и ее нужно освоить и вот они ее осваивают. Их цель получить пятерки как оценки собственных знаний и они эти пятерки получают
  3. Третья группа людей, которые стали неожиданностью для ученых. Это были люди, которые пришли в университет не для того, чтобы кому-то что-то доказать и не для того, чтобы освоить все учебные планы и получить красный диплом. Нет совсем не для этого. Вы только задумайтесь, эти люди пришли в университет за конкретными знаниями, чтобы затем использовать эти знания для достижения своих собственных целей. Еще раз вы только вдумайтесь им плевать на оценки, им плевать на мнения других, они пришли в университет, потому что у них есть своя собственная цель, а колледжы оценки, дипломы — это лишь средство достижения этой цели. Вот пусть и ваша жизнь будет такой же. Плевать на то, что от нас хочет государство. Плевать на то кем бы родители хотели видеть вас. А важно лишь то кем вы сами хотите видеть себя в будущем.

Друзья, пусть ваша жизнь станет результатом ваших собственных решений, а не бесконечным повторением шаблонов в духе: родился, пошел в школу, поступил в университет, поработал и умер. Да, на этом вашем нестандартном пути будут ошибки. Да, иногда вам будет страшно, но это будет ваша жизнь, а не жалкая пародия и не попытка скопировать жизнь другого сына или дочь маминой подруги:)

В общем думайте чего вы хотите от этой жизни. Пишите свои вопросы в комментариях. Я все читаю и стараюсь отвечать. А с вами был Рафиль Фахрутдинов. Спасибо за ваше внимание.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *